В диапазоне
15
. . .
100
кПа находятся гусеничные транспортные
средства высокой проходимости [6]. При этом нижней границе соот-
ветствуют легкие гусеничные ТС (ратраки, болотоходы), а на верхней
располагаются тяжелые боевые машины (танки, БМП). При измене-
нии давления на грунт у гусеничных машин возрастает общая масса,
а габаритные размеры остаются практически одинаковыми для машин
всех весовых категорий, поскольку компоновка гусеничных машин ма-
ло поддается изменению, так как диктуется возможностью поворота
вокруг заторможенной гусеницы и железнодорожным габаритом.
Для гусеничных машин приводятся средние значения давления,
тогда как реальные пиковые нагрузки под опорными катками оказыва-
ются во много раз выше, что резко снижает реальную проходимость
таких ТС.
Для преодоления топких болот были разработаны шнекоходы: ТС
с водоизмещающими движителями в виде архимедовых винтов на ве-
ретенообразных вращающихся понтонах [6]. Недостатком шнекоходов
является их неприспособленность для движения по твердым грунтам.
На твердых грунтах пятно контакта сокращается до точечного, что
приводит к разрушению тонких лопастей спирального винта и грунта
под ними. Шнекоход отличается громоздкостью и высоким располо-
жением центра масс при движении по твердому грунту.
Транспортные средства с воздушной подушкой (ВП) имеют давле-
ние до 5 кПа, но при этом для движения нужна ровная горизонтальная
поверхность, так как большие уклоны и пересеченная местность для
них не преодолимы. Также ТС с ВП не может двигаться по рыхлым
основаниям (сухой снег, сухой песок) из-за явления воздушной эрозии,
приводящего к самозакапыванию ТС при выдувании грунта высоко-
скоростной воздушной струей, истекающей из-под гибкого огражде-
ния. К тому же, ВП чрезвычайно энергоемка, для ее поддержания в
постоянном режиме требуется
8
. . .
10
кВт вентиляторной мощности
на каждую тонну общей массы ТС.
Комбинированные гусеничные или пневмоколесные ТС с частич-
ной разгрузкой на ВП также не могут значительно повысить про-
ходимость. Для них свойственны ограничения как воздушных поду-
шек, так и обычных контактных движителей. Транспортные средства
с частичной разгрузкой на ВП применяются в случаях необходимости
движения с высокой маневренностью в стесненных условиях, где не
применимы воздушные тяговые винты.
Области применения всех вышеназванных движителей и ТС прак-
тически не пересекаются (см. рис. 1). При этом ни одно из них не
способно обеспечить транспортировку грузов по бездорожью на боль-
шие расстояния.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2007. № 3 95