Электромагнитные характеристики моментных бесконтактных двигателей постоянного тока - page 1

РОБОТОТЕХНИКА И АВТОМАТИКА
УДК 621.313.292
В. М. Г р и д и н
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
МОМЕНТНЫХ БЕСКОНТАКТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
ПОСТОЯННОГО ТОКА
Электромагнитные характеристики рассмотрены применительно
к бесконтактным двигателям постоянного тока с трехсекционной
и несимметричной четырехсекционной якорными обмотками. По-
лучены выражения для электромагнитного момента и его пульса-
ции, учитывающие различные формы распределения магнитной ин-
дукции по окружности воздушного зазора, разные способы укладки
якорной обмотки в магнитопроводе якоря и число одновременно ра-
ботающих секций якорной обмотки. Установлено, что двигатели
с несимметричной четырехсекционной якорной обмоткой создают
больший электромагнитный момент, а пульсация этого момента
меньше, чем у двигателей с трехсекционной якорной обмоткой.
E-mail:
Ключевые слова
:
бесконтактные двигатели постоянного тока, несим-
метричная якорная обмотка, пульсация электромагнитного момента.
Бесконтактные двигатели постоянного тока (БДПТ) по сравнению
с обычными двигателями постоянного тока не имеют скользящих кон-
тактов и поэтому работают более надежно, особенно при вибрациях,
ускорениях, после ударов, в вакууме, химически агрессивной, взры-
воопасной средах и др.
Характеристики БДПТ зависят от числа секций якорной обмот-
ки, схемы обмотки и коммутации ее секций. Чаще всего применяют
БДПТ с трехсекционной якорной обмоткой. С ним может конкуриро-
вать предложенный автором БДПТ с несимметричной четырехсекци-
онной якорной обмоткой [1–3].
Из существующих схем коммутации секций обмотки две схемы
обеспечивают все возможные варианты соединений секций с источ-
ником питания — это схемы с независимой коммутацией секций об-
мотки. Питание БДПТ, выполненных по первой схеме, осуществляется
от источника без средней точки, каждая секция обмотки не связана с
другими, соединена с четырьмя ключевыми элементами по мостовой
схеме и коммутируется с их помощью по сигналу специального дат-
чика положения ротора (ДПР); БДПТ, выполненные по второй схеме,
питаются от источника со средней точкой, все секции обмотки соеди-
нены в виде звезды, ее средняя точка соединена со средней точкой
источника питания, каждая секция коммутируется с помощью только
двух ключевых элементов по сигналам ДПР.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 2 75
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,...12
Powered by FlippingBook