Рис. 6. Отношения электромагнитных моментов
M
3
/
M
4
(
а
) и его пульсаций
ε
3
/ε
4
(
б
) БДПТ с трех- и четырехсекционной якорными обмотками в зависи-
мости от чисел одовременно работающих секций
S
3
и
S
4
в первом и втором
БДПТ:
——— — для синусоидального распределения магнитной индукции по окружности
воздушного зазора; —
∙
—
∙
— — для трапецеидального распределения индукции и
укладки якорной обмотки в прямые пазы магнитопровода, – – – — для трапеце-
идального распределения индукции и укладки обмотки в скошенные пазы или на
поверхности магнитопровода якоря
мой мощности
Р
4
в 1,5 раза, а пульсация
ε
4
увеличивается только при
трапецеидальном распределении индукции и втором способе укладки
обмотки от нуля до 0,043. При переходе от
S
4
= 3
к
S
4
= 4
коэффи-
циент
b
cp4
увеличивается в 1,08–1,17 раза при увеличении мощности
Р
4
в 1,33 раза, а пульсация
ε
4
при трапецеидальном распределении
индукции становится неприемлемой, т.е. 0,143 и 0,077.
Следовательно, для синусоидального распределения индукции, а
также для трапецеидального распределения и первого способа укладки
обмотки
S
4
опт
= 3
. Для трапецеидального распределения индукции и
второго способа укладки обмотки
S
4опт
= 2
.
Следует отметить, что для первого способа укладки обмотки вра-
щающий момент на валу пульсирует из-за зубчатого строения магни-
топровода якоря при нескошенности его зубцов и пазов (даже если
теоретически
ε
= 0)
. Поэтому нужно сравнивать характеристики обо-
их БДПТ для двух случаев:
S
3
= 1
и
S
4
= 2
при трапецеидальном
распределении индукции и втором способе укладки обмотки;
S
3
= 2
и
S
4
= 3
при синусоидальном распределении индукции.
Как следует из табл. 1 и 2, в первом случае
M
3
/M
4
= 0
,
817
,
ε
3
=
ε
4
= 0
, а во втором случае
M
3
/M
4
= 0
,
994
,
ε
3
/ε
4
= 1
,
8
.
Выводы.
Бесконтактный двигатель постоянного тока с несим-
метричной четырехсекционной якорной обмоткой создает больший
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 2 85