ИНФОРМАЦИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
ПО АВТОМАТИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЮ
ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК
им. проф. В.И. КРУТОВА
В МГТУ им. Н.Э. Баумана 30 января 2008 г. состоялось 83-е заседание Всероссий-
ского научно-технического семинара (ВНТС) по автоматическому управлению и регули-
рованию теплоэнергетических установок, основанного В.И. Крутовым в 1970 г.
Председательствующий д-р техн. наук, проф. В.А. Толшин (МГАВТ) вступительное
слово посвятил результатам исследований способов снижения вредных выбросов судо-
вых энергоустановок. Экономически развитые страны тратят значительные средства на
улучшение экологической обстановки. Так, например, в одном из регионов Канады с
населением 7 млн человек годовые затраты на улучшение экологии в 2002 г. составили
более 2 млрд долл. Обзор различных способов снижения вредных выбросов судовых
энергоустановок показал, что к числу наиболее эффективных относятся введение усо-
вершенствований непосредственно в двигатель, улучшение качества используемого топ-
лива и использование устройств очистки отработавших газов (ОГ). К числу способов
снижения эмиссии оксидов азота NO
х
путем изменения конструкции дизеля относится
известный способ уменьшения угла опережения впрыскивания топлива (УОВТ) с од-
новременным повышением степени сжатия. Для снижения эмиссии NO
х
эффективны
способы подачи воды в цилиндры двигателя, например увлажнение воздуха на впус-
ке и подача водотопливных эмульсий. Среди других способов снижения эмиссии NO
х
следует выделить снижение температуры воздуха на впуске, рециркуляцию ОГ и вос-
становление NO
х
с помощью аммиака или мочевины в присутствии ванадия и других
материалов. Последние два способа исследованы в МГАВТ, они эффективны и рента-
бельны. В ближайшем будущем ставится задача снижения суммарной эмиссии NO
х
и
твердых выбросов до 3 г/(кВт
∙
ч) (не более).
Далее в соответствии с планом работ было заслушано 32 доклада.
“Особенности управления гибридными энергетическими установками автомобилей”
— тема выступления Б.Я. Черняка и К.А. Морозова (ГТУ “МАДИ”). Основная цель вне-
дрения комбинированных энергетических установок (КЭУ) — резкое снижение выбросов
углекислого газа СО
2
с ОГ и расхода топлива. Для достижения этих целей, особенно в
КЭУ с параллельным использованием электрической и механической энергий в приводе
автомобиля, необходимо организовать оптимальное управление потоками энергии; ДВС
должен работать только на высокоэкономичных режимах и иметь дополнительное упра-
вление рабочим процессом для повышения КПД. Избыток мощности ДВС поступает
на привод генератора, а вырабатываемая электроэнергия запасается в аккумуляторе. Эта
энергия расходуется на привод автомобиля при малых скоростях движения, пуск двига-
теля, привод вспомогательных систем и для улучшения динамики разгона автомобиля.
Рекуперация энергии торможения увеличивает запас энергии в аккумуляторе и повыша-
ет экономичность КЭУ. При этом управление должно обеспечить определенный баланс
энергии, запасаемой в аккумуляторе.
А.Б. Смирнов (ГТУ “МАДИ”) выступил с докладом “Применение современных про-
граммных аппаратных средств при разработке и реализации нейросетевых алгоритмов
управления”. Разработка нейросетевых алгоритмов управления двигателем – это слож-
ный и довольно длительный процесс, состоящий из многих этапов. Одним из возможных
способов ускорения процесса отработки нейросетевых алгоритмов является применение
интегральных сред, реализующих все этапы процесса в виде непрерывного единого ци-
кла. Примером такой среды является математический пакет MATLAB и его приложения.
Динамическую модель нейросетевого алгоритма управления можно реализовать на осно-
ве приложения SIMULINK. Нейросетевую структуру возможно быстро сформировать
с помощью готовых функций-конструкторов, поставляемых с приложением NEURAL
116 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2008. № 3