Всероссийский научно-технический семинар по автоматическому управлению и регулированию теплоэнергетических установок им. проф. В.И. Крутова - page 9

двигателя. Для определения содержания углеродной фракции проводились испытания на
вихрекамерном дизеле 1Ч 8,5/11 (5Д2) при работе на биодизельном топливе из рапсового
масла и на дизельном топливе. Для замера дымности использовался дымомер ИДС-3С,
представляющий собой микропроцессорный прибор, обеспечивающий автоматическую
калибровку и настройку с возможностью использования компьютера. Для выявления
углеродной фракции использована методика определения “сажи” в атмосферном возду-
хе. Принцип определения основан на растворении дихлорэтаном материала фильтра и
органических веществ (углеводородной фракции) частиц. Основная высокодисперсная
углеродная фракция переходит во взвешенное суспендированное состояние, а остальная
часть выпадает в виде осадка. Затем углеродная фракция определяется фотометрически.
Выявлено, что содержание углеродной фракции в частицах при исследуемом режиме
работы двигателя с использованием биодизельного и дизельного топлива практически
одинаковое. Представляет интерес проведение таких исследований на режиме холостого
хода.
В докладе Н.А. Иващенко, В.А. Маркова, В.И. Шатрова, А.А. Ефанова (МГТУ
им. Н.Э. Баумана) рассмотрена система регулирования состава смесевого биотоплива
на основе рапсового масла (РМ) для транспортного дизеля. Был проведен ряд экспери-
ментов по работе на смесевом биотопливе дизеля Д245.12С (4ЧН 11/12,5, камера сго-
рания типа ЦНИДИ) Минского моторного завода, устанавливаемого на малотоннажные
грузовые автомобили ЗиЛ-5301 “Бычок”. Испытания проводились по 13-ступенчатому
испытательному циклу ЕСЕ R49 для оценки токсичности ОГ на четырех типах топлив:
чистое дизельное топливо (ДТ) и смесевое биотопливо в соотношениях (ДТ:РМ): 4:1,
3:2, 2:3. Оптимизация состава применяемого биотоплива проводилась по методу сверт-
ки, нормирование предельных значений вредных выбросов производилось по нормам
EURO-2 (R 49-02В). В результате оптимизации определено, что наиболее эффектив-
ным является использование смесевого биотоплива переменного состава в зависимости
от режима работы дизеля. Для реализации полученной характеристики был разрабо-
тан смеситель, в котором состав смесевого биотоплива регулируется в соответствии
с изменением давления топлива в линии высокого давления системы топливоподачи.
Проведенный безмоторный эксперимент подтвердил изменение доли рапсового масла
в смесевом биотопливе в соответствии с изменениями суммарной цикловой подачи
топлива и частоты вращения кулачкового вала ТНВД. Подобраны диаметр плунжера и
жесткость возвратной пружины плунжера. Определена характеристика распределения
составов смесевого топлива в зависимости от частоты вращения дизеля и нагрузки
при использовании смесителя предложенной конструкции. Разработанная конструкция
позволяет реализовать характеристику распределения состава смесевого биотоплива в
зависимости от частоты вращения и нагрузки, аналогичную полученной при оптими-
зации.
В.А. Марков, С.Н. Девянин, А.А. Зенин, А.Ю. Шустер (МГТУ им. Н.Э. Баумана) вы-
ступили с докладом “Экспериментальные исследования транспортного дизеля, работаю-
щего на смесях дизельного топлива и метилового эфира рапсового масла (МЭРМ)”. Ав-
торами проведены исследования дизеля Д-245.12С на моторном стенде АМО “ЗиЛ” на
режимах внешней скоростной характеристики и 13-ступенчатого испытательного цикла
с установочным УОВТ
θ
= 13
п.к.в. до ВМТ и неизменным положением упора дозиру-
ющей рейки ТНВД. Исследуемый дизель работал на смесях ДТ (ГОСТ 305–82) и МЭРМ,
полученного на одном из заводов Германии из рапса, выращенного в России. Полученные
экспериментальные данные свидетельствуют о том, что увеличение содержания МЭРМ
в смесевом биотопливе приводит к некоторому росту часового расхода топлива, что вы-
звано б´oльшей плотностью МЭРМ по сравнению с ДТ. Однако при большей плотности
МЭРМ имеет меньшую теплоту сгорания, поэтому при увеличении
С
МЭРМ
крутящий
момент дизеля изменялся незначительно. Из-за меньшей теплоты сгорания МЭРМ при
увеличении его содержания в смесевом топливе отмечен рост удельного эффективного
расхода топлива, однако, изменение эффективного КПД не превышало при этом 1%, что
соизмеримо с точностью измерения расхода топлива. Увеличение
С
МЭРМ
приводит к зна-
чительному снижению дымности ОГ, что обусловлено наличием в составе МЭРМ около
10% кислорода, участвующего в процессе окисления углеводородов топлива. Другим
положительным эффектом присутствия МЭРМ в топливе является заметное снижение
124 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2008. № 3
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12
Powered by FlippingBook