Рис. 6. Распределения относительных действительной и мнимой составляющих
скорости (
v
0
(
y
) =
ωu
0
(
y
)
,
v
1
(
y
) =
ωu
1
(
y
))
по ширине зазора
применялись арифметические вычисления повышенной точности (60
и более десятичных знаков) [4]. Расчетные значения коэффициентов
присоединенной массы и демпфирования приведены в таблице. Как
и следовало ожидать, значения этих коэффициентов увеличиваются с
уменьшением ширины зазора.
Таблица
Значения коэффициентов присоединенной массы и демпфирования при
различной ширине зазора между внутренней поверхностью чехла и
периферийным рядом твэлов пучка
h, мм
4
4,5
5
5,5
6
α
19,4
17,0
15,1
13,6
12,3
ς,
Н
∙
с
/
м
2
540
411
321
256
209
Следует заметить, что смена направления вибраций изменяет рас-
пределение средней скорости (а значит и давления) по периметру
шестигранного зазора. В частности, при вибрациях вдоль оси
x
на
одном из участков скорость
v
ср
постоянна. Несмотря на это, как по-
казывают расчеты, результаты не зависят от направления внешнего
возбуждения, т.е. значения
α
и
ς
при вибрациях вдоль осей
x
и
y
по-
лучаются одинаковыми. Это значит, что все направления, в том числе
и наклонные к осям
x
и
y
, являются равноправными.
Величина зазора
h
не является строго определенной, так как пу-
чок твэлов не имеет шестигранной непроницаемой границы. Можно
говорить о приведенном зазоре, который дает значение присоединен-
ной массы, соответствующее экспериментальным наблюдениям, т.е.
позволяет получить экспериментальное значение собственной часто-
ты колебаний. Для рассматриваемой конструкции приведенный за-
зор, определенный указанным образом, составляет
≈
5
,
5
мм. При та-
ком зазоре гидродинамический коэффициент диссипации составляет
ς
= 256
Н
∙
с/м
2
.
82 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2008. № 3