на резонансныхи зарезонансныхрежимахдвижения машины при со-
хранении значений вертикальныхускорений на мелкихнеровностях
при максимальныхскоростяхдвижения в допустимыхпределах.
В работе [4] соотношения жесткостей упругихэлементов и коэффи-
циентов сопротивления амортизаторов соседнихуровней фрактальной
многоуровневой подвески выбираются следующим образом:
c
i
+1
c
i
=
η,
μ
i
μ
i
+1
=
α,
(1)
где
ηα >
1
.
В работе [3] проведено исследование линейной фрактальной двух-
уровневой системы подрессоривания гусеничной машины и показано,
что если устремить к нулю коэффициент сопротивления амортизато-
ра, соответствующий упругому элементу высокой жесткости, то фрак-
тальная двухуровневая подвеска будет иметь свойства релаксационной
подвески — невозрастание ускорений тряски с увеличением частоты
возмущающего воздействия. Такую подвеску (рис. 1,
в
) также называ-
ют релаксационной с последовательным соединением дополнительно-
го упругого элемента (по данным работ ВАБТВ).
Однако существуют элементы системы подрессоривания БГМ, ко-
торые по своим характеристикам могут быть названы устройствами
фрактального типа. Например, пневмогидравлическая рессора (ПГР) с
двумя ступенями давления (рис. 2) является двухуровневой ПГР фрак-
тального типа. В этой конструкции добиться нулевого коэффициен-
та сопротивления амортизатора, соответствующего уровню высокой
жесткости, невозможно из-за наличия сопротивлений в трубопроводе,
соединяющем цилиндры ПГР. Поэтому настоящая статья посвящена
вопросу выбора соотношения жесткостей упругихэлементов фрак-
тальной двухуровневой подвески, коэффициент сопротивления амор-
тизатора которой, соответствующий упругому элементу высокой жест-
кости, не равен нулю.
Для выявления общих, полезныхдля практическихрасчетов зако-
номерностей рассмотрим линейные одноопорные системы подрессо-
ривания. При анализе используем амплитудно-частотные характери-
стики (АЧХ) вынужденныхколебаний, как наиболее полно отражаю-
щие свойства одноопорныхсистем подрессоривания [2].
Пусть на двухуровневую подвеску (рис. 1,
г
) со стороны неровно-
стей дороги действует кинематическое возмущение
x
, заданное гар-
монической функцией времени
t
с частотой
ω
, радиан/с, и амплиту-
дой
h/
2
, где
h
— высота встречающихся периодических неровностей
местности. Тогда амплитуда установившихся вертикальных колебаний
подрессореной массы
m
при допущении, что связь катка с грунтом не
нарушается и ход подвески не ограничен, будет вычисляться по фор-
муле [3]:
104 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 1