Рис. 10. Аэродинамические характеристики аппарата ГЛА Х-43 при различных
углах атаки и числеМаха M= 6
Х-43 от угла атаки при M
= 6
. В диапазоне углов атаки от 0
◦
до 15
◦
,
с ростом угла атаки аэродинамическое качество возрастает, достигая
своего максимального значения при
α
= 8
◦
, затем снова снижается.
Максимальное значение аэродинамического качества уменьшается с
ростом числа Маха.
Для условий полета при M
= 6
проведено сравнение расчетных
и экспериментальных данных. Результат сопоставления аэродинами-
ческих характеристик ГЛА X-43, полученных методами численного
моделирования и из экспериментальных исследований летательного
аппарата в аэродинамической трубе [4], показан на рис. 10 (точки, со-
ответствующие экспериментальным данным, соединены пунктирной
линией). Как видно на рисунке получено хорошее качественное и удо-
влетворительное количественное согласие экспериментальных и рас-
четных данных по интегральным аэродинамическим характеристикам.
Заключение.
Дан краткий обзор и проведен анализ основных про-
блем аэротермодинамики, возникающих при проектировании перспек-
тивных ГЛА. На основе компьютерного моделирования гиперзвуково-
го обтекания модели летательного аппарата Х-43 исследованы основ-
ные закономерности поля течения и аэротермодинамики ГЛА во всей
области от головной ударной волны до дальнего следа при различных
режимах, различающихся значениями угла атаки и числами Маха. Рас-
четы выполнены для чисел Маха M
= 4
,
6
,
8
,
10
и углов атаки от 0
◦
до 15
◦
. Получено представление о структуре ударных волн, образую-
щихся при обтекании сложной пространственной модели ГЛА.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 1 17