Рис. 3. Трехмерноеполетечения около аппарата Х-43 при M= 4
туры ударных волн, образующихся при обтекании пространственной
модели Х-43, но не является в достаточной мере информативным. Для
более детального изучения характера взаимодействия ударных волн
рассмотрим картину течения в центральном осевом сечении.
По расчетным данным, представленным на рис. 4 (см 3-ю полосу
обложки) можно проследить изменение полей чисел Маха и конфигу-
рации поля течения с ростом скорости полета в центральном осевом
сечении.
Из рисунков видно, что важной особенностью газодинамической
конфигурации поля течения является закономерное уменьшение угла
наклона головной ударной волны при увеличении скорости полета.
Важным качественным результатом выполненных расчетов является
косвенное подтверждение того факта, что данная модель ГЛА опти-
мальна для скоростей полета M
∼
10
при нулевом угле атаки. Только в
этом случае головная ударная волна ближе всего подходит к нижней
обечайке энергетической установки ГЛА. Отметим также, что даже
при указанной максимальной скорости полета обеспечивается нахо-
ждение органов рулевого управления внутри конуса Маха.
Представление о том, как изменяются поля температур и давле-
ний (Па) с ростом числа Маха при нулевом угле атаки в центральном
осевом сечении дают рис. 5 (см. 3-ю полосу обложки) и 6. Крупно по-
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 1 13