В.И. Майорова, Н.А. Муллин
36
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 2
(см. рис. 4), следует провести ряд поверочных ТВИ отдельных элементов МКА,
зависящих от температур посадочных мест. Так, например, необходимо выпол-
нить калибровку гироскопов, проверить режимы работы маховиков и пр.
Все приведенные действия носят итерационный характер. При внесении
изменений в механическую структуру МКА следует выполнять расчеты с обнов-
ленными параметрами. Вторая и последующие итерации значительно ускорены
по сравнению с первой, так как в последующем достаточно лишь откорректиро-
вать ТБС, с помощью которой должна быть изменена ТМ, в соответствии с из-
менениями в конструкции МКА.
По завершении работ с механической частью МКА следует, согласно послед-
нему блоку на рис. 4, проанализировать МКА на наличие элементов с узким рабо-
чим диапазоном температур. В этом случае так же, как и с МКА с активным
СОТР, необходимо разработать и изготовить тепловой макет МКА. Этот процесс
пошагово описан в алгоритме на рис. 1. Тепловой макет предполагает подобие
материалов и термоинтерфейсов, а также реализацию алгоритма работы СОТР.
После отработки тепловых режимов на тепловом макете в случае отсут-
ствия замечаний можно приступить к производству летного образца. Часто
МКА запускаются попутным грузом с другими аппаратами, поэтому операторы
пуска предъявляют свои, достаточно жесткие требования к таким аппаратам.
Эти требования касаются значительных внешних воздействующих факторов на
этапе выведения, в том числе затронуты аспекты, отрабатываемые при ТВО. В
большей степени это касается требований по дегазации. Без проведения этой
операции оптические элементы попутных аппаратов рискуют быть засоренны-
ми. Такое возможно за счет сохранения низких температур при одновременном
росте температур других элементов, например при выходе на солнечную часть
орбиты. Молекулы газа, улетучивающиеся с других элементов конструкции
МКА, будут намораживаться на оптике, как на центре кристаллизации.
В большинстве случаев ТВИ летного образца являются завершающим эта-
пом наземной отработки МКА. В случае успешного проведения ТВИ КА допус-
кается к запуску (см. рис. 1). При возникновении сбоев в работе теплового маке-
та или летного образца после устранения выявленных недостатков необходимо
вернуться к алгоритму, к тому пункту, на котором выявленная проблема может
быть устранена. При любом исходе важно сохранить все результаты испытаний
термоинтерфейсов для будущих проектов, в том числе тех, которые в конечном
счете не были использованы в проекте.
Термовакуумные испытания летного образца являются важнейшим этапом
отработки изделия и подлежат отдельному рассмотрению.
Выбор основных параметров ТВО.
Для проведения ТВО МКА требуется
ТВК. Выбор камеры и параметров, которым она должна соответствовать, обу-
словлен тремя факторами: давлением, температурой, бесконечностью космиче-
ского пространства. Важны не только экстремальные значения параметров, но и
их динамические характеристики: как быстро следует изменять температуры
ТВК при проведении ТВИ.