Previous Page  9 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 16 Next Page
Page Background

В.И. Майорова, Н.А. Муллин

36

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 2

(см. рис. 4), следует провести ряд поверочных ТВИ отдельных элементов МКА,

зависящих от температур посадочных мест. Так, например, необходимо выпол-

нить калибровку гироскопов, проверить режимы работы маховиков и пр.

Все приведенные действия носят итерационный характер. При внесении

изменений в механическую структуру МКА следует выполнять расчеты с обнов-

ленными параметрами. Вторая и последующие итерации значительно ускорены

по сравнению с первой, так как в последующем достаточно лишь откорректиро-

вать ТБС, с помощью которой должна быть изменена ТМ, в соответствии с из-

менениями в конструкции МКА.

По завершении работ с механической частью МКА следует, согласно послед-

нему блоку на рис. 4, проанализировать МКА на наличие элементов с узким рабо-

чим диапазоном температур. В этом случае так же, как и с МКА с активным

СОТР, необходимо разработать и изготовить тепловой макет МКА. Этот процесс

пошагово описан в алгоритме на рис. 1. Тепловой макет предполагает подобие

материалов и термоинтерфейсов, а также реализацию алгоритма работы СОТР.

После отработки тепловых режимов на тепловом макете в случае отсут-

ствия замечаний можно приступить к производству летного образца. Часто

МКА запускаются попутным грузом с другими аппаратами, поэтому операторы

пуска предъявляют свои, достаточно жесткие требования к таким аппаратам.

Эти требования касаются значительных внешних воздействующих факторов на

этапе выведения, в том числе затронуты аспекты, отрабатываемые при ТВО. В

большей степени это касается требований по дегазации. Без проведения этой

операции оптические элементы попутных аппаратов рискуют быть засоренны-

ми. Такое возможно за счет сохранения низких температур при одновременном

росте температур других элементов, например при выходе на солнечную часть

орбиты. Молекулы газа, улетучивающиеся с других элементов конструкции

МКА, будут намораживаться на оптике, как на центре кристаллизации.

В большинстве случаев ТВИ летного образца являются завершающим эта-

пом наземной отработки МКА. В случае успешного проведения ТВИ КА допус-

кается к запуску (см. рис. 1). При возникновении сбоев в работе теплового маке-

та или летного образца после устранения выявленных недостатков необходимо

вернуться к алгоритму, к тому пункту, на котором выявленная проблема может

быть устранена. При любом исходе важно сохранить все результаты испытаний

термоинтерфейсов для будущих проектов, в том числе тех, которые в конечном

счете не были использованы в проекте.

Термовакуумные испытания летного образца являются важнейшим этапом

отработки изделия и подлежат отдельному рассмотрению.

Выбор основных параметров ТВО.

Для проведения ТВО МКА требуется

ТВК. Выбор камеры и параметров, которым она должна соответствовать, обу-

словлен тремя факторами: давлением, температурой, бесконечностью космиче-

ского пространства. Важны не только экстремальные значения параметров, но и

их динамические характеристики: как быстро следует изменять температуры

ТВК при проведении ТВИ.