Previous Page  9 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 17 Next Page
Page Background

А.А. Александров, В.А. Акатьев, В.И. Ларионов

32

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 1

Гироскопический подвес автономного аппарата.

Подвешенный с помо-

щью траверсы на тросе автономный аппарат при движении в потоке уходящих

дымовых газов подобно маятнику совершает колебания.

При движении АА на спуск в неработающей дымовой трубе высотой около

100 м и длиной тросовой подвески 10…100 м период гармонических колебаний

оценивается по известным формулам и составляет 6…20 с, а угловая скорость —

0,3…1,0 с

–1

[13].

При движении АА на спуск в работающей дымовой трубе параметры его

колебаний определяются следующими факторами: массой, скоростью спуска

АА, параметрами системы аэродинамической стабилизации, скоростями восхо-

дящего потока дымовых газов и его закрутки.

Исследованиям аэродинамических воздействий на поведение АА в функ-

ционирующей дымовой трубе посвящены работы ряда ученых [17, 18]. Предло-

женные системы аэродинамической стабилизации с использованием дисков

полностью не исключают наклонов оптической оси приборов [4],

однако в

большинстве случаев ограничивают предельные значения наклонов АА. На-

пример, при спуске со скоростью 0,15 м/с в работающую дымовую трубу ука-

занный предельный наклон оценивается в 5

[17–20].

Следовательно, задача состоит в стабилизации оптических осей приборов

контроля при периодических наклонах АА на угол до 5

.

В целях предупреждения колебательных смещений полосы контроля можно

применить систему оптической стабилизации приборов контроля и разместить

оптические приборы на подвешенной в карданном подвесе внутри АА гироско-

пической платформе [16, 21]. Такое конструктивное решение оказывается до-

статочно сложным для практической реализации в связи с необходимостью

компоновки оптических систем в стесненных условиях — в капсуле внутри

корпуса АА, имеющего внутренний диаметр, равный 400…500 мм.

Авторами разработано альтернативное решение по гироскопической стаби-

лизации всего АА — закрепление его в карданном подвесе и оснащение его (как

гироскопической системы) маховиком на вертикальной оси [14, 16].

Это решение позволяет не только стабилизировать вертикальное положение

АА, практически исключить наклоны его оси, уменьшить ширину полосы под-

светки внутренней поверхности трубы до ширины полосы фотографирования, но

и

уменьшить мощность излучателей, поскольку в этом случае не требуется из-

лишней (повторной) съемки участков поверхности трубы в каждом цикле ее кон-

троля. Сэкономленная энергия будет направлена на повышение освещенности

полос контроля до уровня, при котором может быть уменьшена выдержка фото-

камер для ослабления эффекта размытости изображений. В итоге рассматривае-

мое решение позволит увеличить разрешающую способность контроля.

Для полного исключения эффекта размытости изображений и увеличения

разрешающей способности фотосъемки необходимо дооснастить АА гироско-

пической системой стабилизации его вертикального положения, при котором

будут стабилизированы также и оптические оси приборов контроля и излучате-