Повышение эффективности контроля дымовых труб с помощью автономного аппарата
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 1
35
столе. Устройство готово к раскрутке маховика. С этой целью приподнимается стол
9
сервомотора
8
и вместе со столом приподнимаются сервомотор, его вал
5
, обгон-
ная муфта
10
и фрикционный стакан
11
до соприкосновения его с маховиком
12
(см. рис. 8). Далее включается двигатель и плавно доводит обороты маховика до
3000 об/мин и более. После этого к устройству вновь присоединяются головной
обтекатель и аэродинамический диск (см.
рис. 7). Автономный аппарат готов для
спуска в дымовую трубу.
Поскольку ширина полосы контроля будет практически совпадать с шагом
цикла, угол обзора по вертикали с учетом стабилизации оптических лучей составит
2
= 2arctg (
h
/2
R
) = 2arctg (0,1) = 10,2
, а не 20,4
, как в традиционном АА.
Следовательно, в модернизированном АА целесообразно принять к уста-
новке другую конфигурацию светодиодной матрицы, имеющую угол обзора по
вертикали, равный 15
, что не намного превышает 11
. Такое решение позволит
дополнительно (в 1,5–2 раза) уменьшить мощность подсветки.
Таким образом, общие затраты электрической энергии на подсветку за счет
перехода с ламп накаливания на светодиоды и применения системы стабили-
зации оптических осей снизятся примерно в 18 раз. Высвободившаяся энергия
позволит повысить освещенность зоны контроля, соответственно уменьшить
выдержку диафрагм и тем самым исключить эффект размытости изображений,
что в итоге приведет к увеличению степени разрешения при дефектоскопии фу-
теровки (1 мм).
Выводы.
Модернизация АА, осуществляющего при спуске на тросовой
подвеске внутри функционирующей дымовой трубы последовательный по-
слойно-циклический оптический контроль ее внутренней поверхности, выпол-
няется в целях увеличения разрешающей способности и энергосбережения. Она
заключается в оснащении системы подсветки (вспышки) полос контроля мат-
ричными светодиодами, а также стабилизации пространственного положения
оптических осей приборов контроля путем оснащения АА маховиком и закреп-
ления его на тросе в карданный подвес. Отказ от кварцево-галогенных ламп
в пользу светодиодов позволяет исключить потери энергии на предваритель-
ный подогрев спирали до температуры накала (3000 K). Указанные потери энер-
гии в галогенных лампах превышают в 10 раз затрачиваемую энергию на под-
светку. Светоотдача светодиодов почти в 2 раза больше аналогичного показате-
ля для кварцево-галогенных ламп. Применение матричных светодиодов в цик-
личном режиме подсветки позволяет ориентировочно в 18 раз повысить эф-
фективность расходования энергии на подсветку фотографируемой поверхно-
сти дымовой трубы. В результате указанной модернизации АА достигается уве-
личение разрешающей способности контроля футеровки функционирующей
дымовой трубы (1 мм) при одновременном сбережении энергоресурсов на про-
ведение контроля.