А.А. Александров, В.А. Акатьев, В.И. Ларионов
26
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 1
Перспективным направлением улучшения разрешающей способности и по-
вышения энергетической эффективности существующей технологии контроля
дымовых труб является совершенствование АА путем применения светодиодов
в качестве источников вспышки, характеризующихся отсутствием инерционно-
сти, и выполнения АА в виде гироскопической системы, закрепленной в кар-
данном подвесе и обеспечивающей оптическую стабилизацию осей приборов
контроля [14].
Недостатки традиционной технологии контроля.
С 2000 г. контроль тех-
нического состояния футеровки функционирующей дымовой трубы осуществ-
ляется с помощью АА, разработанного специалистами Центра исследований
экстремальных ситуаций (ООО «ЦИЭКС») и МГТУ им. Н.Э. Баумана [1, 3]. Фо-
токамеры, размещенные на борту аппарата, спускаемого на тросе в восходящем
потоке газов, проводят последовательную послойную фотосъемку участков
внутренней поверхности дымовой трубы (рис. 1).
Рис. 1.
Схема контроля футеровки:
1
— автономный аппарат;
2
— тросовая подвеска;
3
— излучатель;
4
— прямой поток света;
5
—
футеровка;
6
— отраженный поток света; 7 —
фотокамера; 2
— угол раскрытия светового
потока; 2
— угол обзора фотокамерой кольцево-
го участка съемки в вертикальной плоскости;
h
—
высота (ширина) полосы контроля
При движении АА в трубе кварцево-галогенные лампы включаются в рабо-
ту (обеспечивают вспышку) через каждые 11 с (примерно 100 раз за все время
контроля). Лампы накаливания для выхода на режим светоотдачи требуют
предварительного разогрева в течение 2…3 с, потому их применение при им-
пульсно-циклическом режиме приводит к дополнительным затратам энергии.
Технология контроля функционирующих дымовых труб с применением
традиционного АА, имевшего очевидные преимущества в начале 2000 г., сего-
дня является чрезмерно энергетически затратной и имеет недостаточную раз-
решающую способность, поскольку не позволяет обнаруживать трещины раз-
мером менее 2 мм. Это связано с применением инерционных (энергетически
неэффективных в цикличном режиме) кварцево-галогенных ламп, обусловли-
вающих дефицит мощности на подсветку, и недостаточной стабилизацией оп-
тических осей фотокамер из-за колебаний АА, что при большой выдержке диа-
фрагм фотокамер способствует появлению эффекта размытости изображений.
Система аэродинамической стабилизации АА ограничивает амплитуду колеба-
ний его оси от вертикальности в
пределах 5
о
[17–19], но, как показал опыт экс-
плуатации АА, этого недостаточно [14, 16]. Эффект размытости изображений
можно снизить при уменьшении экспозиции (выдержки диафрагмы) при съем-
ке с одновременным увеличением освещенности зоны съемки. Это требует зна-