Анализ осевого вращательного движения рифленых кумулятивных облицовок
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 6
81
.
2
(3)
Представленная зависимость (1) схожа с формулой, полученной в [3], как
результат аппроксимации экспериментальных данных по спин-компенсации
рифленых облицовок.
Зависимости (1)–(3) позволяют определить угловую скорость вращения КО
в целом. Попытаемся на их основе вычислить угловую скорость струи, образо-
ванной из облицовки с заданными размерами поперечного сечения относи-
тельно оси симметрии облицовки.
Для этого воспользуемся приближенным подходом, основанным на законе
сохранения кинетического момента [15]. Из него следует, что увеличение угло-
вой скорости происходит пропорционально отношению квадрата радиуса об-
лицовки к квадрату радиуса струи. При среднем радиусе струи
стр
R
увеличение
ее угловой скорости составит
2
стр
R R
раз.
Радиус струи
стр
R
может быть определен через относительную массу струи
,
m
представляющую собой отношение масс струи и облицовки в сечении, сле-
дующим образом:
2
2
2
стр
.
m
R
R R T
Корректность построенной модели (1)–(3) проверялась путем сравнения ре-
зультатов, полученных с ее использованием, с результатами, вытекающими из
численного моделирования, и экспериментальными данными [3].
Исследовалась зависимость угловой скорости струеобразующего слоя от
двух групп определяющих параметров: геометрических размеров сечения риф-
леной облицовки и механических свойств модели материала облицовки.
Рассматривалось сечение КЗ плоскостью, перпендикулярной оси симмет-
рии. Результаты исследования влияния параметров КЗ на закрутку КО таковы.
Первым определяющим параметром является высота ребра
а
.
Согласно экспериментальным данным, высота ребра линейно влияет на уг-
ловую скорость струеобразующего слоя [3]. Это подтверждается результатами
численного моделирования: при увеличении в 2 раза высоты ребра угловая ско-
рость также увеличивается в 2 раза. Аналогичный результат получается из ана-
литических зависимостей (1)–(3), из которых следует, что угловая скорость КС
приближенно линейно зависит от высоты рифления.
Вторым определяющим параметром, влияние которого анализировалось,
стала толщина КО в поперечном сечении
Т
.
Угловая скорость КС, согласно экспериментальным данным, зависит от толщи-
ны облицовки приблизительно обратно пропорционально ее квадрату [3]. Из ре-
зультатов численного расчета следует, что угловая скорость вращения при увели-
чении толщины уменьшается по зависимости, лежащей между минус первой и ми-
нус второй степенями толщины, но все же ближе к минус первой. Подобный же