Рис. 6. Канал подачи кислорода в
зоне частичного расплавления
Рис. 7. Микроструктура частично выго-
ревшего элемента
степени выгорания более 40% значительно затрудняет резку образцов
и подготовку шлифов.
Анализ вариантов преобразования тепловой энергии в механиче-
скую показал, что в настоящее время практически осуществим толь-
ко вариант использования турбины-электрогенератора. Двигатель с
внешним подводом теплоты (Стирлинга) был изобретен раньше двига-
теля внутреннего сгорания, и в настоящее время двигатели Стирлинга
ограниченно применяются в различных отраслях, в том числе и в ка-
честве ВНЭУ ПЛ. Однако в РФ распространения данные двигатели не
получили, хотя предлагаются различными компаниями.
По этой причине в качестве вариантов электрогенератора прораба-
тываются два основных варианта: использование высокотемператур-
ной паровой турбины и паротурбинной установки с низкокипящим те-
плоносителем (Organic Rankine Cycle — ORC), который является при-
мером конденсационного цикла, с использованием вместо водяного
пара смеси органических соединений. Преимуществом данного цикла
является то, что при температуре порядка 200. . . 300
◦
C рабочее тело
удерживается в жидком состоянии при более низком давлении, чем во-
да, турбины могут иметь более высокий внутренний КПД (
η
oi
= 0
,
85
)
по сравнению с паровыми мощностью менее 1,5МВт (
η
oi
= 0
,
75
)
[8, 9]. В ORC объемный расход теплоносителя через последнюю сту-
пень турбины, например в случае применения бутана вместо водяного
пара, уменьшается на два порядка и для пропуска в конденсатор 30 т/ч
водяного пара длина рабочей лопатки последней ступени составит
∼
350
мм, а для пропуска равного по тепловой мощности массового
расхода бутанового пара необходима лопатка длиной менее 50 мм.
Выбор ORC также обусловлен тем, что после окончания горе-
ния топливный элемент работает как аккумулятор теплоты. В част-
ности, удельная теплоемкость оксида алюминия составляет поряд-
ка 830. . . 1000 Дж/(моль
∙
K) в диапазоне 20. . . 500
◦
С, или порядка
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 6 79