Previous Page  3 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 8 Next Page
Page Background

кислородом. Однако кислород является универсальным окислителем,

он применяется практически для всех энергетических установок на

основе тепловых двигателей. Это связано с относительной просто-

той его получения, отработанностью систем его хранения, заправки,

мобильностью данных установок, возможностью применения как в

топливном цикле, так и для жизнеобеспечения экипажа. Наибольшее

количество теплоты при окислении кислородом выделяют следующие

металлы — литий, бериллий, магний, кальций, алюминий, титан и цир-

коний; неметаллы — водород, бор, углерод, кремний и фосфор [6, 7].

С практической точки зрения лучшим по применению в качестве

горючего является алюминий, поскольку он имеет сравнительно не-

большую стоимость, безопасен в обращении в монолитном состоянии,

его запасы на борту, по сравнению с углеводородными горючими, явля-

ются более компактными. При этом удельная теплота сгорания алюми-

ния на один килограмм продуктов сгорания в 1,2–1,6 раза выше, чем

у углеводородного горючего за счет меньшего расхода окислителя на

1 кг горючего. При этом продукты сгорания углеводородного горючего

в нормальных условиях представляют собой газы и сконденсирован-

ную воду, которые нуждаются в утилизации. Необходимо отметить,

что основную сложность представляет не хранение топлива, а хра-

нение кислорода, поскольку система хранения, испарения и подачи

кислорода по массе сравнима или превышает массу содержащегося в

нем кислорода.

Практически все упомянутые установки используют топливо в гра-

нулированном состоянии. Авторами настоящей работы предложен ва-

риант сжигания высокометаллизированного топлива из монолитного

состояния (отливка топливного элемента), что снижает стоимость (от-

сутствие процесса грануляции), упрощает хранение и перезарядку, по-

вышает удельную плотность топлива. Другой особенностью установки

является хранение окислителя в жидком состоянии, при этом конден-

сатор турбины совмещен с испарителем кислорода, что позволяет ис-

ключить необходимость использования забортной воды в охладителе-

конденсаторе и, как следствие, тепловыделения в окружающую среду.

В разрабатываемой установке основным горючим является алюминий,

основным окислителем — кислород, при этом вторичный окислитель

(оксиды химически менее активных металлов) позволяет уменьшить

необходимый объем кислорода на борту. Однако применение только

вторичного окислителя не позволяет контролировать реакцию и делает

необходимым использование для охладителя-конденсатора забортной

воды, а также увеличивает стоимость топливной сборки. В то же вре-

мя использование в надводном положении высокометаллизированного

топлива не является оптимальным, поэтому в проекте предусматрива-

ется применение двухконтурной системы, которая позволит использо-

вать жидкое углеводородное горючее и воздух в качестве окислителя

76 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 6