Рис. 1. Структура критериев выбора ВНЭУ [2]
Задачу создания ВНЭУ различные страны в мире решают разны-
ми путями и приоритетное направление развития (рис. 1) выбирают,
исходя из уровня развития соответствующей отрасли гражданского
энергомашиностроения [2].
Необходимо отметить, что в тот момент, когда в СССР отказались
от ВНЭУ на основе тепловых двигателей, они стали успешно вне-
дряться в зарубежных проектах.
Воздухонезависимые энергетические установки позволяют ПЛ на-
ходиться в подводном положении почти в 10 раз дольше, чем ПЛ со
стандартной дизель-электрической энергетической установкой. В на-
стоящее время активно внедряются ВНЭУ на основе электрохими-
ческих генераторов, Polymer Electrolyte Membrane Fuel Cells и Solid
Oxide Fuel Cells (Германия, Испания, РФ и др.), паротурбиной уста-
новки замкнутого цикла (Франция), двигателя с внешним подводом
теплоты (Швеция, Япония), двигателей внутреннего сгорания по за-
мкнутому циклу (Чили, вероятно С. Корея и др.). Кроме того, ведутся
разработки ВНЭУ на основе газотурбинных энергоустановок, высоко-
металлизированного топлива, в том числе “полутопливные элементы”
(Semi-fuel cells) и др. [3, 4].
Одним из первых использовать алюминий в качестве горюче-
го для энергетической установки ПЛ предложил в 30-е годы XX в.
М.А. Рудницкий. Воздухонезависимые энергоустановки на основе
газо-паротурбинных установок замкнутого цикла с использовани-
ем различных комбинаций горючего и окислителя (Mg + CO
2
,
Al +
+ CrO
3
/
S
/
Fe
2
O
3
,
Li + CrO
3
и др.) исследовались в Военно-морском
инженерном институте (ВМИИ, Санкт-Петербург) [3]. Однако прак-
тическое внедрение прошли только малые энергоустановки, например
в Advanced Lightweight Torpedo ALWT Mk.50 (горючее Li, окислитель
SF
6
), и подводные ракеты на гидрореагирующем топливе. Известны
также системы аварийного обогрева водолазов на основе безгазового
топлива [5].
Такие металлы, как магний или алюминий, при соединении с фто-
ром выделяют большее количество теплоты, чем при соединении с
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 6 75