воздуха (рис. 1,
в
и рис. 2). Отбойники имеют небольшой загиб вниз,
чтобы предотвратить частичное расплескивание воды вперед, наблю-
давшееся при взаимодействии с плоскими отбойниками.
Но результаты вычислений (см. рис. 1,
в
и рис. 2) показали, что
принятые меры не до конца уменьшают отрицательный эффект от
взаимодействия воздушной и водной сред при встречном течении в
выходном канале.
Наилучшая ситуация наблюдается при вычислительных экспери-
ментах с конструкцией, в которой предусмотрено наличие открытого
входа воздуха в нижние колеса, т.е. ограничение обтекателя снизу
(рис. 1,
г
и рис. 2). Через указанный вход воздух поступает в нижнюю
часть колеса, полностью убирая градиент давления.
Видно, что средняя эффективность такого движителя, определен-
ная с учетом сопротивления воздуха при скорости судна 45 км/ч, до-
стигает 46–50%. Это может сделать такие движители конкурентоспо-
собными для широкого класса судов. Конечно, этот вывод, получен-
ный с помощью вычислительного эксперимента, следует проверить на
физических и натурных испытаниях, но перспективы представляются
многообещающими.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Попов С.Д.
,
Чувашев С.Н.
Проектирование и комплексное математическое моде-
лирование судна на воздушной подушке для регионов Севера, Сибири и аркти-
ческого континентального шельфа // Инженерный журнал: наука и инновации.
2013. № 3. С. 10. URL:
http://engjournal.ru/catalog/mathmodel/hidden/640.html2.
Алферьев М.Я.
Судовые движители. М.: Мин. речного флота СССР, 1947. 662 с.
3.
Логвинович Э.Г.
Колесное судно // Большая Советская Энциклопедия. М.: Сов.
энциклопедия, 1969.
4.
ANSYS Inc.
ANSYS CFX-Solver Theory Guide // Ansys CFX Release 14 Help Syst.
REFERENCES
[1] Popov S.D., Chuvashev S.N. Designing and complex mathematical modeling of
the hovercraft for the North, Siberia Regions and the Arctic Continental Shelf.
Jelektr. nauchno-tehn. Izd. “Inzhenernyy zhurnal: nauka i innovacii”
[El. Sc.-
Techn. Publ. “Eng. J.: Science and Innovation], 2013, iss. 3, p. 10. URL:
http://engjournal.ru/catalog/mathmodel/hidden/640.html[2] Alfer’ev
M.Ya. Sudovye dvizhiteli [Marine propeller]. Moscow, Min. Rechnogo flota
SSSR Publ., 1947. 662 p.
[3] Logvinovich E.G. Bol’shaya Sovetskaya Entsiklopediya: Kolesnoe sudno [Paddle
vessel. Great Soviet Encyclopedia]. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1969.
[4] ANSYS Inc. ANSYS CFX-Solver Theory Guide.
Ansys CFX Release 14 Help Syst.
Статья поступила в редакцию 20.11.2014
Якимов Николай Михайлович — ассистент кафедры “Проектирование вычислитель-
ных комплексов” МАТИ–РГТУ им. К.Э. Циолковского.
МАТИ–РГТУ им. К.Э. Циолковского, Российская Федерация, 121552, Москва, Ор-
шанская ул., д. 3.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 6 57