Previous Page  4 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 9 Next Page
Page Background

Вычисления проводились с помощью программ ANSYS CFX, для

уравнений переноса использовалась численная схема высокого разре-

шения, для шага по времени — обратный метод Эйлера второго поряд-

ка, для турбулентности – метод первого порядка. В качестве условия

сходимости выбрана относительная среднеквадратичная погрешность

меньше

10

4

. Эффективность движителя

η

определялась как отноше-

ние мощности, связанной с силой от колеса

F

, к механической мощ-

ности на валу:

η

=

F v

v

|

|

,

где

M

— вращательный момент на валу;

ω

— угловая скорость вращения

колеса.

Сила

F

вычислялась как интеграл горизонтальных проекций сил

давления и поверхностного трения по всей площади поверхности ко-

леса и обтекателя. В качестве параметров воды и воздуха (при 25

С)

взяты данные из библиотеки материалов ANSYS. При вычислении

η

проводилось усреднение по времени для периода лопаток (т.е. обо-

рота колеса, деленного на число лопаток), чтобы сгладить выбросы,

связанные с временным сдвигом между продольными импульсами и

пиками момента торможения колеса.

На одной стороне прямоугольной расчетной области задавались

скорости воды и воздуха, равные

v

v

, постоянное давление воз-

духа и распределение давления в воде, связанное с гравитацией

p

=

ρ

w

g

(

H

y

)

, где

H

— высота уровня воды,

y

— вертикальная

координата,

g

— ускорение свободного падения,

ρ

w

— плотность воды.

На противоположной стороне задавалось свободное истечение с ана-

логичным распределением давления. На верхней границе задавалось

свободное втекание и истечение воздуха

v

= 0

,

p

=

p

0

, где

v

скорость среды,

p

— давление на границе,

p

0

— атмосферное давление;

на нижней — непротекание

v

n

= 0

, где

v

n

— компонент скорости,

нормальный к границе. Начальные условия соответствовали мгновен-

ному появлению движущегося и вращающегося колеса в покоящихся

(в земной системе координат) воде и воздухе. Применялась подробная

квазирегулярная многоблочная расчетная сетка, причем межлопаточ-

ные блоки скользили относительно периферийного блока, имеющего в

плане форму прямоугольника с вырезанным кругом. Расчеты проводи-

лись до установления квазипериодического движения воды и воздуха

(более оборота колеса).

На рис. 1,

а

приведено колесо с разрезными скошенными лопатка-

ми, показавшее при вычислительных экспериментах высокие характе-

ристики по упору и эффективности при скорости судна до 45 км/ч.

Из результатов вычислений (рис. 1,

а

и рис. 2) следует, что взаимо-

действие с воздухом оказывает значительное тормозящее воздействие

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 6 53