Previous Page  7 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 9 Next Page
Page Background

Рис. 2. Зависимость КПД колесного движителя от времени с учетом действия

воздуха на скорости 45 км/ч:

а

— для гребного колеса с разрезанными скошенными лопатками (вариант

А

);

б

обтекателем (вариант

Б

);

в

— отбойниками (вариант

В

);

г

— открытым входом

воздуха (вариант

Г

)

как на движение судна, так и на вращение колеса — из-за плохой обте-

каемости лопаток, что дает особенно большой вклад в верхней части

колеса, где лопатки движутся относительно воздуха с повышенной

скоростью.

Очевидное решение — закрыть колесо обтекателем (рис. 1,

б

и

рис. 2).

Видно, что внутри обтекателя сформировался вихрь, результатом

чего стало снижение относительной скорости лопаток и воздуха и,

как следствие, снижение торможения вращательного движения колеса.

Все это оказывает положительное влияние на эффективность колесно-

го движителя.

Однако возникает новый существенный эффект, связанный с не-

линейным взаимодействием воздушной и водной сред. При каждом

выходе лопатки из воды формируются более-менее компактные массы

воды, поднятые над средним уровнем и ускоренные назад; если при

малых скоростях они успевают упасть под действием силы тяжести в

пределах объема обтекателя, то в данном случае при высоких скоро-

стях они летят, практически не замечая гравитации. В результате они

перекрывают практически все выходное сечение и “выгребают” воз-

дух из-под обтекателя, где создается значительное разрежение. Фор-

мирующийся градиент давления захватывает указанные массы воды,

ускоряет их вперед, в направлении движения судна. Это значительно

снижает упор и эффективность колесного движителя.

Для преодоления указанной трудности в варианте

В

предусмотрено

расширение выходного сечения и установка горизонтальных отбойни-

ков, разрывающих водяные слои и создающих каналы для прохода

56 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 6