Рис. 4. Характерные сечения и поверхности камеры сгорания двигателя
М9ФВ:
А–А
— сечение в плоскости расположения свечей зажигания (СЗ
1
и СЗ
2
),
Б–Б
—
сечение по оси впускного клапана
Результаты численных экспериментов.
При анализе результатов
расчетов были рассмотрены несколько характерных сечений и поверх-
ностей, выделяемых в расчетном объеме. На рис. 4 приведены сече-
ния в плоскости расположения свечей зажигания (
А
−
А
) и плоскости
впускного коллектора (
Б
−
Б
, см. рис. 1). Сечение
Б
−
Б
использует-
ся для определения оптимального положения форсунки во впускной
системе.
В результате образования топливной пленки на поверхности впуск-
ной системы условия испарения топлива ухудшаются, фактическая
цикловая подача топлива в цилиндр снижается, что может привести к
ухудшению эффективных показателей двигателя. Очевидно, что необ-
ходимо по возможности минимизировать долю топлива, попадающего
на стенки канала, для чего необходимо провести численные исследо-
вания динамики топливного факела и его перемещения во впускном
канале рассматриваемого двигателя. В процессе численных экспери-
ментов исследовалось влияние угла наклона оси форсунки по отноше-
нию к оси канала
α
(см. рис. 1), а также пространственной ориентации
сопловых отверстий относительно плоскости симметрии форсунки.
Форсунка установлена во впускной системе исследуемого двига-
теля под углом к оси коллектора
α
= 30
◦
(см. рис. 2). Можно предпо-
ложить, что при распространении струй топлива имеет место влияние
поля скоростей свежего заряда во впускном коллекторе на траекто-
рию движения капель. Однако, как следует из рис. 5, это влияние при
данном давлении впрыскивания (3 бар) оказывается несущественным
и им можно пренебречь. Таким образом, выбор угла ориентации фор-
сунки относительно оси впускного канала двигателя
α
= 30
◦
пред-
ставляется оправданным, поскольку его уменьшение может привести
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2012. № 4 11