Рис. 3. Зависимость скорости воздуха от положения канала датчика EE65:
— экспериментальные данные, ————— — аппроксимирующая кривая,
– – – – – — вертикальная компонента скорости воздуха
ведена на рис. 3: 0 соответствует потоку воздуха по нормали к вход-
ному отверстию датчика, т.е. максимальному значению измеренной
скорости. Здесь же нанесена линия
w
макс
cos
α
, которая с отклонени-
ем
∼
5
% совпадает с аппроксимационной кривой
w
изм
=
w
(
α
)
. Таким
образом, в пределах
α
=
±
40
◦
датчик EE65 измеряет проекцию ско-
рости на нормаль к входной плоскости датчика. Иными словами, если
входная плоскость датчика расположена параллельно плоскости вра-
щения вентилятора, то показания датчика соответствуют расходной
(осевой) составляющей скорости потока воздуха, которая направле-
на перпендикулярно плоскости выходного сечения диффузора венти-
лятора.
Измерение разрежения по высоте ЦТ по отношению к атмосфер-
ному давлению осуществлялось U-образным дифманометром, устано-
вленным под углом 30
◦
к горизонту и заполненным водой. Абсолютная
погрешность измерений составляла 20 Па. Места присоединения диф-
манометров показаны на рис. 2. Частота вращения ротора вентилятора
изменялась частотным преобразователем с относительной погрешно-
стью
±
5
%.
Методика измерения температуры воздуха на выходе из ЦТ ВК
заключалась в следующем. На выходе из диффузора вентилятора бы-
ла установлена решетка, изготовленная из колец с шагом по радиусу
50 мм из стальной окисленной проволоки
∅
4
мм (рис. 4,
а
) с коэффи-
циентом живого сечения 0,92. Для проведения съемки использовался
тепловизор FLIR T335 (США) со следующими характеристиками: по-
ле зрения
25
◦
×
19
◦
, разрешение датчика 320
×
240 пикселей, точность
измерения
±
2
◦
С или
±
2
% показаний, установленный режим съем-
ки “oxidized steel”, соответствующий состоянию материала решетки.
После стабилизации теплового режима, при котором локальная темпе-
ратура решетки становится равной средней температуре воздуха в этой
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 5 91