Background Image
Previous Page  2 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 14 Next Page
Page Background

Проводимые в настоящее время во многих развитых странах ра-

боты по созданию гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЛА) раз-

личного назначения [1–4] тесно связаны с модернизацией существу-

ющих и разработкой качественно новых технических средств для их

наземной отработки. В первую очередь это относится к созданию вы-

сокоэффективных установок и стендов для тепловых и прочностных

испытаний теплонагруженных узлов конструкции таких аппаратов.

Использование для этой цели гиперзвуковых аэродинамических труб

не позволяет в полной мере обеспечить исследование теплопрочно-

сти конструкции даже по одному из значимых параметров — времени

теплового воздействия, исчисляемому в условиях реального полета

десятками минут [5]. Сложности моделирования теплопрочностного

состояния ГЛА, обусловленные необходимостью переноса опытных

данных, полученных на модели, на натурное изделие, а также особен-

ности свойств используемых в них материалов, вынуждают проводить

испытания на моделях достаточно больших размеров с большой пло-

щадью нагрева.

Принципиальным в области разработок ГЛА вопросом являет-

ся выбор тягового двигателя. Определенные успехи, достигнутые в

области гиперзвуковых скоростей, доказывают эффективность приме-

нения гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей

(ГПВРД) с внешним сжатием для рассматриваемого класса летатель-

ных аппаратов.

В работе [6] сформулированы основные проблемы создания ГЛА,

где в качестве ключевых отмечены: проектирование проточного тракта

двигателя при высоком уровне его интеграции с планером; создание

новых конструкционных элементов и узлов двигателя на основе вы-

сокотемпературных материалов и покрытий, способных выдерживать

необходимое время тепловые нагрузки в проточных трактах ГПВРД;

технологии проведения стендовых испытаний ГПВРД, интегрирован-

ных с летательным аппаратом, для определения характеристик двига-

теля в реальных условиях эксплуатации; разработка средств активной

тепловой защиты наиболее теплонапряженных участков конструкции

ГЛА и активных методов управления газодинамической структурой те-

чения; разработка оптимальной аэротермодинамической формы ГЛА.

При гиперзвуковых скоростях полета аэродинамические характе-

ристики планера летательного аппарата и его отдельных элементов

будут существенно влиять на тяговые характеристики силовой уста-

новки, так как взаимодействие ГЛА с гиперзвуковым потоком приво-

дит к возникновению ударно-волновых конфигураций, окружающих

поверхность всего аппарата и зависящих от компоновки ГЛА. Поэто-

му важной концептуальной задачей проектирования ГЛА должна быть

интеграция в единую систему фюзеляжа, крыльев и двигателя с уче-

том допустимого диапазона углов атаки, так как нижняя поверхность

50 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 4