

Рис. 3. Изменение излучения в линиях железа (
а
) и никеля (
б
):
1
— расход окислителя;
2
— расход горючего
никеля (
б
) и графики изменения объемного расхода горючего и оки-
слителя для КТИ маршевого двигателя II ступени ракетоносителя
“Протон” от 23.10.2013.
Для определения температуры использовались три линии железа
на 344,1; 358,1 и 372,0 нм. График изменения температуры струи дви-
гателя в ходе испытания показан на рис. 4. Аномальное поведение в
начале и в конце пуска связано с отклонением расчетной модели на
“краях”.
Средняя температура струи в ходе испытания составила
T
mean
=
= 3116
K. В теоретических расчетах для реального газа с учетом хи-
мических реакций была получена температура 3200 K. Расчет темпе-
ратуры был проведен следующим образом.
1. По программе, разработанной в КАИ [11], рассчитывались пара-
метры струи на срезе сопла. В качестве исходных данных использова-
лись параметры камеры сгорания (давление, состав топлива, степень
расширения и т.д.).
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 4 43