Background Image
Previous Page  11 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 14 Next Page
Page Background

камеры, отсчеты АЦП;

V

f

= 16

,

263

т — общий расход горючего за

все время испытаний;

t

p

= 310

c — суммарное время испытания;

t

e

время экспозиции ПЗС-камеры;

t

1

e

= 1

,

5

c — время экспозиции ПЗС-

камеры при “установочном” испытании.

При времени регистрации 0,5 с минимальная обнаруживаемая мас-

совая скорость уноса составляет 7,0 мг/с — для линии железа 372,0 нм;

5,2 мг/с — для линии никеля 352,4 нм; 2,5 мг/с — для линии серебра

338,3 нм; 3,4 мг/с — для линии марганца 403,0 нм; 0,9 мг/с — для ли-

нии хрома 425,4 нм; 0,1 мг/с — для линии кальция 422,7 нм.

Данные значения определяют суммарный массовый расход элемен-

тов

νm

i

в формуле (9), содержащихся в топливе и во всех конструкци-

онных материалах ЖРД, которые могут быть как в работоспособном

состоянии, так и в состоянии начала эрозионного уноса. Нормальные

“рабочие” расходы химических элементов определяются на штатных

“установочных” испытаниях, которые заканчиваются успешно — без

признаков сильного подгорания элементов конструкции и сопла дви-

гателя. Появление дефектов и сильной эрозии определяется по изме-

нению соотношений массовых расходов и термодинамических пара-

метров струи.

Недостатком предложенного способа калибровки аппаратуры и

определения массового расхода элементов является его связь с рас-

четом примесей, растворенных в топливе, в то время как излучение

материалов стенок и элементов конструкции РД, расходуемых в “нор-

ме”, не учитывается. В дальнейшем это допущение будет учтено

корректировкой математической модели.

Заключение.

Таким образом, оптический метод спектрального

эмиссионного анализа как способ технической диагностики и контро-

ля технического состояния двигателя позволяет в реальном масштабе

времени контролировать унос веществ, содержащихся в топливе и

конструкционных материалах РД в процессе огневых испытаний с

точностью до нескольких миллиграмм в секунду. Тем самым, можно

фиксировать появление “прогаров” и определять скорость процессов

эрозии и деградации элементов конструкции двигателя и отслеживать

ход развития этих процессов во времени. Данный метод относится к

группе методов неразрушающего контроля. Его достоинством являет-

ся высокая информативность, работа в реальном масштабе времени,

отсутствие непосредственного контакта с объектом наблюдения. Недо-

статком данного метода является дороговизна и сложность разработки

и внедрения, что, впрочем, полностью окупается при длительной экс-

плуатации разработанной аппаратуры и программного обеспечения.

В итоге оптическая спектральная диагностика является перспективной

технологией:

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 4 45