Перед разработчиками электронных систем автоматического упра-
вления (САУ) автомобилем, в том числе и автомобильным дизелем,
наряду с созданием аппаратной и программной частей САУ возникает
необходимость разработки диагностического комплекса для тестиро-
вания САУ, включая электронные блоки управления, датчики, жгу-
ты соединительных проводов и исполнительные механизмы, в целях
выявления возможных неисправностей для последующего ремонта и
устранения неполадок, так как от исправности любого из приведенных
элементов зависит работоспособность автомобиля. Иными словами,
каждую серийно выпускаемую систему управления необходимо со-
провождать диагностическим оборудованием. В настоящее время все
системы управления сложными техническими объектами строятся как
многоуровневые, многопроцессорные САУ с распределенными функ-
циями, объединенные в единую сеть. На современных автомобилях
такие системы уже включают в себя десятки микропроцессоров.
Решением упомянутых задач пришлось заниматься и разработ-
чикам первой отечественной серийно выпущенной электронной си-
стемы управления (ЭСУ) автомобильными дизелями ЯМЗ 656.10 и
ЯМЗ 658.10 ЭСУ-11
1
Для сопровождения системы ЭСУ-1 был разра-
ботан диагностический комплекс ДК-5, представляющий собой ком-
плект программного обеспечения и оборудования, подключаемого к
диагностическому разъему двигателя или автомобиля для его диагно-
стики.
Диагностическое оборудование для САУ автомобильными дизеля-
ми по принципу действия можно разделить на две группы: автомо-
бильные адаптеры и сканеры; мотор-тестеры и осциллографы. Первые
не имеют собственных датчиков и никакие собственные измерения с
их помощью не возможны, поэтому они подключаются к электронным
блокам управления и через них считывают информацию из системы.
Вторые подключаются непосредственно к различным электрическим
цепям электронной системы для замера параметров. Результаты, по-
лученные помимо электронных блоков управления, т.е. не зависимо
от них, являются более точными.
При разработке диагностического комплекса ДК-5 использованы
современные европейские интерфейсы, рекомендованные для диагно-
стики автомобильного транспорта: шина K-Line (ISO 9141-1) — обыч-
но однопроводная последовательная диагностическая линия связи со
1
Хрящев Ю.Е.
,
Антошин Р.О.
,
Тихомиров М.В.
Уровень EURO-3 с системами
ЭСУ-1 // Электроника и электрооборудование транспорта. 2006. № 3–4. С. 10–11.
Chryschev Yu.E., Аntoshin R.О., Тichomirov М.V. EURO-3 Level with ESU-1
Systems.
Elektronika i elektrooborudovanie transporta
[Electronics and Transport Electric
Equipment], 2006, no. 3–4, pp. 10–11.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 1 143