МАШИНЫ
УДК
621.691.052:539.4
А
.
В
.
К о н о в а л о в
МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ
МНОГОСЛОЙНОЙ СВАРКИ НА ОСНОВЕ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙМОДЕЛИФОРМИРОВАНИЯ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ СВАРИВАЕМОСТИ
НИЗКОЛЕГИРОВАННЫХ СТАЛЕЙ
Рассмотрен современный подход к определению оптимальных зна
-
чений технологических параметров многослойной сварки
.
Обсужде
-
ны вопросы формализации объекта проектирования
.
Представлен
алгоритм комплексного анализа технологических вариантов сварки
путем моделирования совокупности протекающих в металле про
-
цессов
.
Сформулирована математическая постановка задачи про
-
ектирования и предложен алгоритм процедуры синтеза проектного
решения применительно к способу сварки в среде защитных газов
.
В настоящее время в области свариваемости низколегированных
сталей
(
НЛС
)
накоплен значительный теоретический и эксперимен
-
тальный материал
.
Тем не менее
,
обеспечение достаточной сваривае
-
мости НЛС по
-
прежнему является сложной технологической задачей
.
Наиболее опасным проявлением недостаточной свариваемости НЛС
являются холодные трещины
(
ХТ
).
Значительные трудности вызывает
обеспечение заданного комплекса механических и эксплуатационных
свойств различных зон сварного соединения
.
Накопленный опыт свидетельствует
,
что существенные резервы
обеспечения свариваемости НЛС скрыты в правильном выборе теп
-
лового режима сварки и сварочных материалов
.
Однако отсутствие на
-
учно обоснованной методики такого выбора не позволяет эффективно
использовать указанные резервы и приводит к применению традицион
-
ных решений
—
подогрев
,
последующий отпуск сварных конструкций
—
либо к применению сварочных материалов аустенитного класса
,
хотя существует принципиальная возможность достижения положи
-
тельного результата при использовании более дешевых сварочных ма
-
териалов перлитного класса
.
Не в полной мере для обеспечения свариваемости НЛС используют
-
ся потенциальные возможности многослойной сварки по управлению
процессами формирования структуры и свойств сварного соединения
.
Сам процесс разработки технологии сварки НЛС остается трудоемким
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2005.
№
2 109