Рис. 5. Схема “С-слоя”
зону, в которой возникает продольная
стоячая волна и определить ее толщи-
ну. Данная зона получила название “С-
слой” (слой скольжения потока); она
схематично представлена на рис. 5 [11].
Частотный анализ подтвердил, что
вблизи зоны горения твердого топлива
в КС РДТТ при взаимодействии продук-
тов сгорания от боковой поверхности и основного потока устанавли-
вается продольная стоячая акустическая волна.
Основное исследование проводилось на модельном двигателе с
цилиндрическим гладким каналом. Частотный анализ спектрограмм
модельного двигателя показал, что на границе топливо-газ возникает
колебательный процесс в диапазоне частот 1. . . 16 кГц (рис . 6).
Экспериментально подтверждено (табл. 1), что при кратности
частот
2
n
наблюдается переход энергии высокочастотных радиаль-
ных колебаний в энергию низкочастотных продольных колебаний в
“С-слое”.
Данный эффект был подтвержден при экспериментальных иссле-
дованиях процесса горения твердого топлива в Т-камере профессором
Н.М. Пивкиным [4].
Проведен анализ результатов влияния различных конструктив-
ных факторов на амплитуду колебаний давления в КС, в результате
Рис. 6. Спектрограмма исследования акустических колебаний в камере
сгорания модельного двигателя с цилиндрическим каналом без наложения
внешнего акустического поля (
а
) и с его наложением (
б
)
94 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 4