При изучении акустической энергии используются различные под-
ходы, в том числе моделирование с помощью холодного газа. Несмо-
тря на то, что такое моделирования является частичным, продувки
проточной части позволили решить проблему поиска источников при-
тока акустической энергии в КС при обтекании газом ее конструктив-
ных элементов и в процессе формирования газового потока [2, 7, 8].
При экспериментальном моделировании условий газодинамиче-
ского взаимодействия у поверхности горения исследуется влияние
распределения параметров вдува газа, определяющих картину тече-
ния в камере и условия формирования продольной стоячей волны при
возникновении продольной акустической неустойчивости. В исследо-
ваниях [9] применен резонансный метод, суть которого заключается в
определении собственных частот газового столба при изменении кон-
структивных параметров проточной части камеры сгорания модельно-
го двигателя. Проведены исследования по обеспечению равномерного
вдува по длине цилиндрического канала с учетом движения газа по
нему с вдувом через пористый материал стенки [2], но в реально су-
ществующих двигателях газоприход с горящей поверхности не явля-
ется равномерным не только по образующей поверхности канала, но и
по длине КС ракетного двигателя. Анализ существующих модельных
двигателей, использующих в качестве рабочего тела холодный газ, по-
казал, что данные виды работ не позволяют в полной мере решить
вопросо влиянии формы проточной части КС на характер проявления
продольной акустической неустойчивости.
Для экспериментальных исследований условий перекачки энергии
с высокочастотных колебаний в продольные колебания КС была со-
здана экспериментальная установка “Эхо” на холодном газе (рис. 1),
Рис. 1. Экспериментальная установка
90 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 4