Из осциллограмм на рис. 2,
б
видно, что характер изменения давле-
ния топлива у штуцера форсунки на последней стадии впрыскивания
(в момент начала движения иглы форсунки к седлу) при работе на
дизельном топливе и рапсовом масле практически одинаков, оказа-
лись практическиравнымииостаточные давления в нагнетательном
трубопроводе.
Колебательные процессы, возникающие в трубопроводе высокого
давления после посадки иглы форсунки, при применении рапсового
масла протекают менее интенсивно, чем при использовании дизель-
ного топлива. Это обстоятельство можно объяснить более высокой
вязкостью рапсового масла.
Таким образом, проведенные исследования показали, что замена
дизельного топлива рапсовым маслом приводит к незначительному
увеличению максимального давления впрыскивания и продолжитель-
ности подачи. Другие исследованные параметры тоже практически не
менялись. Поэтому можно предположить, что отмеченное в ряде опу-
бликованных работ различие в показателях рабочего процесса дизеля,
работающего на дизельном топливе и растительном масле, связано не
только с некоторым изменением параметров процесса топливоподачи
этих двух видов топлива, но и с особенностями протекания процессов
смесеобразования и сгорания рапсового масла.
Для оценкипоказателей быстроходного дизеля, работающего на
двух видах топлива, проведены экспериментальные исследования
двигателя типа МД-6. Программа экспериментальных исследований
включала в себя снятие его нагрузочных характеристик при работе
на дизельном топливе и рапсовом масле путем последовательного
увеличения нагрузки от минимального до максимального значения
припостоянной частоте вращения коленчатого вала
n
= 3000
мин
−
1
и
установочных углах опережения впрыскивания топлива
θ
= 25
и
33
◦
поворота коленчатого вала (п.к.в.) до ВМТ. Угол опережения впрыски-
вания топлива, равный
θ
= 33
◦
п.к.в. до ВМТ, является оптимальным с
точки зрения показателей топливной экономичности. Угол опережения
впрыскивания топлива
θ
= 25
◦
п.к.в. до ВМТ обеспечивал снижение
показателей динамики процесса сгорания топлива — периода задерж-
кивоспламенения
τ
i
, максимального давления сгорания
р
z
искорости
нарастания давления при сгорании
dp/dϕ
.
Эти показатели определялись путем снятия индикаторных диа-
грамм давления рабочего заряда в цилиндре двигателя. Период за-
держки воспламенения определялся непосредственно по индикатор-
ной диаграмме (рис. 6) как промежуток времени от начала впрыскива-
ния топлива в камеру сгорания до отрыва кривой от линии сжатия.
Приведенные на рис. 7 характеристики показателей динамики про-
цесса сгорания топлива свидетельствуют о том, что при неизменном
66 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 2