Заключение.
Впервые проведен сравнительный анализ локального
теплообмена на огневых днищах поршней базового дизеля и дизеля,
конвертированного в газожидкостный двигатель, с соблюдением иден-
тичности их режимов работы и конструкционных параметров (формы
камеры сгорания и степени сжатия).
На основе результатов измерения локальных температур поршней
получены распределения коэффициента теплоотдачи на тепловоспри-
нимающих поверхностях поршней, характеризующиеся большой не-
равномерностью. Установлено, что задание термических граничных
условий в камере сгорания в предположении их симметрии относи-
тельно оси цилиндра, в случае смещенной камеры в поршне, в резуль-
тате может привести к неточным значениям локальных температур на
поверхностиогневого днища поршня.
На режиме номинальной мощности (при частоте
n
= 2060
мин
−
1
вращения коленчатого вала) на периферии огневого днища поршня
отмечено максимальное расхождение значений локальных температур
с экспериментальными, которое составило 22 K (4,2%) для базового
дизеля на номинальном режиме работы, в остальных случаях оно не
превышало 10 K (
<
2
%).
Снижение значений локальных температур и термических на-
пряжений поршня газожидкостного двигателя по сравнению с ба-
зовым дизелем, полученное в результате проведенных расчетно-
экспериментальных исследований, указывает на его преимущество
с точкизрения надежностиидолговечности. Кроме того, приконвер-
тировании дизеля в газожидкостный двигатель существенно улучша-
ются экологические характеристики, так как значительное сокращение
цикловой подачи дизельного топлива приводит к уменьшению кон-
центрации сажи в выпускных газах. Таким образом, конвертирование
серийных дизелей в газожидкостные двигатели выгодно, как с точки
зрения их надежности и долговечности, так и в целях улучшения их
экологических характеристик.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант
№ 08-08-00348-а).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. К а в т а р а д з е Р. З., О н и щ е н к о Д. О., Ш и б а н о в А. В. Исследование
влияния конструктивных и регулировочных параметров на образование окси-
дов азота в газовом двигателе с использованием трехмерной модели рабочего
процесса // Сб. науч. тр. по материалам междунар. конф. “Двигатель-2007”, по-
священной 100-летию школы двигателестроения МГТУ им. Н.Э. Баумана. – М.:
Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. – С. 145–150.
2. Р а с ч е т н о -экспериментальное исследование теплового состояния поршня
быстроходного дизеля, конвертированного на природный газ / Р.З. Кавтарадзе,
А.И. Гайворонский, Д.О. Онищенко и др. // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Серия “Машиностроение”. – 2007. Специальный выпуск. – С. 70–80.
56 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 2