Будущее отечественного машиностроения как базовой основополагающей отрасли всей российской экономики - page 2

Таким образом, очевидна необходимость формирования программ
комплексного подхода к модернизации отечественного машиностро-
ения, которые могли бы стать составной частью новой научно-
промышленной политики России.
Оприоритетах развития отечественной экономики говорил в сво-
ем первом Послании к Федеральному собранию РФ Президент Рос-
сии Д.А. Медведев. Руководитель государства четко обозначил среди
основных приоритетов — производство, а в перспективе — и экспорт
знаний и новых технологий. Поставлены и конкретные задачи, кото-
рые в связи с этим предстоит решать, — это достижение лидирующих
позиций в науке и образовании. Президент особо отметил, что бу-
дущее России за инновационной экономикой и наши действия в ее
развитии будут базироваться на уже заявленной концепции четырех
“И” — Институты, Инвестиции, Инфраструктура, Инновации. К этому
добавлена пятая составляющая — Интеллект. Такой подход закреплен
Правительством РФ в Концепции развития до 2020 г.
Для ее реализации потребуется максимально объединить возмож-
ности образования, науки и бизнеса. В связи с этим абсолютно ясно,
что для строительства экономики будущего, основанной на передовых
знаниях, нужны специалисты нового поколения.
Говоря о завтрашнем дне, необходимо помнить ситуацию, которая
сложилась в машиностроении в кризисные 90-е годы. Повсеместное
сокращение производства, резкое падение престижа профессии маши-
ностроителя, чей труд не находил должного вознаграждения, — все
это привело к массовому исходу из отрасли высокопрофессиональных
специалистов.
Старшее поколение хорошо помнит высказывание советской эпо-
хи: “Ничто не обходится стране так дорого и не ценится так дешево,
как инженерно-технические кадры”. Именно эта армия одной из пер-
вых приняла на себя удар рыночной стихии. Невыгодно было вести и
подготовку специалистов в технических вузах. Была разрушена систе-
ма послевузовского распределения выпускников с обязательным тру-
доустройством на предприятиях. Ничего взамен создано не было и, как
следствие, образовался разрыв между интересами учебных заведений
— от среднеспециального до вузов — и потребностями промышлен-
ности.
Сегодня наблюдается острый дефицит целого поколения кадров ра-
бочих специальностей — примерно 40. . . 60% (по данным Министер-
ства образования и науки России) от общего количества персонала в
различных отраслях машиностроения. Наряду с этим ощущается не-
хватка менеджеров среднего и высшего звена, и прежде всего ученых
и конструкторов. Требуются специалисты инновационных процессов,
инженерно-технический персонал.
Представителям машиностроительного сообщества известно не-
мало примеров, когда новые производства недостаточно эффективно
10 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 1
1 3,4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook