О подготовке кадров в области высоких технологий - page 5

1. Наличие и постоянное развитие научных и научно-педагогических
школ. Высокий авторитет и общественное признание университета на
федеральном и мировом уровнях. Сеть докторских диссертационных
советов по основным направлениям подготовки специалистов.
2. Выпуск специалистов на первой и исследовательской ступе-
нях по всем основным инженерным направлениям и по основным
направлениям гуманитарного и социально-экономического, а также
естественно-научного циклов. Необходимость этого критерия следует
из того, что в противном случае становится невозможной реализация
учебного процесса по технологии, характерной для исследователь-
ского университета: междисциплинарность, широкие возможности по
индивидуализации учебных планов за счет включения в них фунда-
ментальных дисциплин любой сложности.
3. Наличие научно-исследовательских подразделений, способных
вести комплексные исследования. Возможность исследований на сты-
ке наук — одно из основных преимуществ исследовательских универ-
ситетов, в подразделениях которых работают высококвалифицирован-
ные специалисты. Такими подразделениями могут быть, например,
НИИ в структуре университетов.
4. Тесная связь с отделениями и институтами РАН: лаборатории
и институты, находящиеся под научно-методическим руководством
РАН; совместные научно-учебные центры; филиалы кафедр в институ-
тах РАН и т.д. Проведение совместных масштабных фундаментальных
и поисковых исследований по перспективным направлениям науки и
техники.
5. Связь с отраслевыми НИИ и промышленными предприятиями,
особенно в сфере высоких и наукоемких технологий (участие в учеб-
ном процессе ведущих специалистов предприятий, масштабные рабо-
ты по контрактам с предприятиями).
6. Наличие целевой аспирантуры и докторантуры, готовящих на-
учные и педагогические кадры высшей квалификации для научных
учреждений и университетов России.
7. Существование современной материальной базы для научных
исследований и постоянное ее обновление и пополнение.
8. Инновационная деятельность исследовательских университетов,
так как эффективность их научных исследований прямо зависит от
степени использования результатов. Не секрет, что эта деятельность
в российских вузах пока развита слабо из-за недостаточного развития
рынка, недостатка в венчурных фондах, боязни риска, а главное, несо-
вершенства законодательной базы в этой области. Между тем иннова-
ционные схемы поддержки проектов особенно важны для исследова-
тельских университетов, так как именно в них сосредоточен большой
творческий потенциал, имеется очень большое число перспективных с
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 1 7
1,2,3,4 6
Powered by FlippingBook