можно привести такие научные школы МГТУ им. Н.Э. Баумана, как
школы академиков Туполева и Сухого — в области авиации, Короле-
ва — в области космонавтики, Лебедева — в области компьютерной тех-
ники, Шухова — в области прочности, Доллежаля — в области атомной
энергетики. Сегодня эти школы возглавляют их ученики, а результа-
ты деятельности школ позволяют, несмотря на известные трудности,
поддерживать современный уровень разработок во многих областях
технологий. Перечень научных школ в ведущих технических универ-
ситетах России можно, конечно, продолжить. Приведем еще один при-
мер, подчеркивающий выдающуюся роль исследовательских техниче-
ских университетов и касающийся MIT. Если собрать 4000 компаний,
основанных и возглавляемых выпускниками MIT, в независимое го-
сударство, оно заняло бы 24 место в мире по уровню доходов. Вэтих
фирмах работает более 1 млн человек, а их доход составляет 230 млрд
долл. Большинство фирм относится к малым, однако 17 насчитывает
более 10 тыс. сотрудников.
Рассмотрим основные особенности исследовательских универ-
ситетов и их место в структуре образования. Высшая школа, по-
видимому, должна представлять собой единую систему во главе с
исследовательскими университетами. Наиболее способные выпускни-
ки других вузов должны иметь доступ к качественному образованию
и возможность продолжать учебу на более высоких ступенях исследо-
вательских университетов. Это может быть реализовано при условии
преемственности учебных программ в вузах разного уровня. Вероятно,
целесообразно создание в структуре исследовательского университета
специального одногодичного подразделения, обеспечивающего под-
готовку перспективных выпускников первой ступени из других вузов
к продолжению обучения на исследовательской ступени. Необходи-
мо, чтобы выпуск специалистов исследовательской ступени состоял
как из весьма значительной части собственного набора на первый
курс, так и из переведенных на исследовательскую ступень студентов
других вузов, обеспечивая тем самым системность образовательной
структуры страны.
Важно, чтобы специалистами исследовательских университетов
проводился целенаправленный поиск талантливой молодежи в шко-
лах в рамках конкурсов, олимпиад, профильных программ типа “Шаг
в будущее”. Все это уже существует в практике ведущих российских
вузов, нужно придать этому больший масштаб и б ´ольшую легитим-
ность, под которой в данном случае имеется в виду право исследова-
тельских университетов создавать собственные схемы приема абиту-
риентов, обеспечивающиe этот поиск.
Отметим кратко основные критерии исследовательского техниче-
ского университета.
6 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 1