О подготовке кадров в области высоких технологий - page 3

Иллинойский и Нью-Йоркский (США) университеты, Мюнхенский,
Берлинский (Германия), Лондонский и Де Монфортский (Англия), Ми-
ланский и университет Ла Сапиенса (Италия), высшие инженерные
школы Лиона и Парижа (Франция), Токийский университет, Универ-
ситет науки и технологий (Япония), Университет Альберта (Канада),
а также фирмы “Сименс”, “Боинг”, “Интел”, IBM, “Хюлетт-Паккард”,
“Дассо”.
На совещании еще раз был подтвержден высокий уровень россий-
ского инженерного образования.
Вместе с тем, новые экономические условия и реалии сегодняшней
жизни ставят перед высшей технической школой ряд новых задач по
совершенствованию инженерного образования. Наряду с традиционно
высокой фундаментальной подготовкой, соблюдением принципа “обу-
чение на основе науки”, связью с промышленностью, методической
продуманностью учебного процесса надо отметить и такие пробле-
мы, как слабое знание выпускниками инженерных вузов иностранных
языков, недостаточное использование трехмерных информационных
технологий и особенно недостатки в экономической, менеджерской
подготовке выпускников. Сейчас мы ведем работу по существенному
изменению наших учебных программ и курсов. Мы считаем, что сего-
дня очень важно, чтобы каждый выпускник инженерного вуза владел
вопросами управления и менеджмента.
Надо усиливать практическую подготовку инженеров — совершен-
ствовать проведение производственных практик, лабораторных заня-
тий, выполнять реальные, по заданиям промышленности, курсовые и
особенно дипломные проекты.
Но в целом инженерное образование в стране имеет глубокие тра-
диции, высокий уровень, несмотря на трудности 90-х гг., сохранило
связи с промышленностью и готово к восприятию самых современ-
ных тенденций.
Сейчас ведется разработка государственных образовательных стан-
дартов третьего поколения и профессиональных стандартов, а также
перечня направлений и специальностей подготовки в высшей школе.
При формировании перечня и стандартов очень важно учесть требо-
вания работодателей. При этом вузы могут готовить выпускников всех
уровней — бакалавров, магистров, специалистов (инженеров) по ши-
рокому спектру направлений и специальностей, учитывая требования
(нужды) работодателей.
Возвращаясь к теме исследовательского университета, следует от-
метить: мировая практика показывает, что большинство наиболее зна-
чимых научных результатов, прорывных технологических и техниче-
ских разработок созданы именно в ведущих технических универси-
тетах или воспитанниками этих университетов. Вкачестве примера
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 1 5
1,2 4,5,6
Powered by FlippingBook