О подготовке кадров в области высоких технологий - page 2

ВСША федеральные расходы на науку в исследовательских уни-
верситетах в 2000 г. составили сумму более 10 млрд долл., или 88%
всех расходов на вузовскую науку. ВКитае выделены 100 ведущих
университетов; они получают 72% средств, выделяемых на научные
исследования. Эти университеты готовят б ´ольшую часть специалистов
высшей квалификации — 84% докторантов и 69% магистров. Конеч-
но, как видно из этих данных, далеко не все университеты признаны
исследовательскими. То же и в России.
Концепция подготовки кадров в области техники и технологий в
исследовательских университетах своеобразна. Она разрабатывается
в ряде проектов, ведущихся Ассоциацией технических университетов
России, а также в одном из разделов федеральной программы “Нацио-
нальная технологическая база”.
Высокие технологии в технике — это сплав науки и инженерного
искусства, а отсюда и особые требования к фундаментальной подго-
товке таких инженеров. Математика, механика, информатика, управле-
ние, теоретические инженерные курсы — это дисциплины, составля-
ющие тот фундамент, на котором строится качественная профессио-
нальная подготовка.
Сейчас, когда в стране начинается развитие индустрии нанотех-
нологий, в создании которой технические вузы принимают и будут
принимать активное участие, необходимость фундаментальной под-
готовки инженеров становится еще более очевидной. Внаучной дея-
тельности исследовательского университета важнейшую роль играют
научные школы, причем в ведущих российских технических универси-
тетах можно назвать целый ряд школ, имеющих всеобщее признание
не только в России, но и в мире.
Вкачестве примера можно привести только что полученную из
Международного биографического центра (г. Кембридж, Англия) ин-
формацию о том, что профессор МГТУ им. Н.Э Баумана, академик
РАН К.С. Колесников включен в список “100 ведущих инженеров ми-
ра 2008” как лучший инженер.
Два принципа — глубокая фундаментальная подготовка и обуче-
ние на основе последних достижений науки – во многом объясняют
то признание и высокий авторитет, которым пользуется российское
инженерное образование в мире.
Приведем еще один пример. Во время Саммита стран восьмерки
в июне 2006 г. руководство РФ попросило наш университет про-
вести семинар–совещание с ведущими университетами и фирма-
ми стран восьмерки по проблемам образования. Вышло так, что
МГТУ им. Н.Э. Баумана направил предложения университетам и фир-
мам участвовать в совещании менее чем за две недели до его от-
крытия. И, несмотря на столь сжатый срок в совещании участвовали
4 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 1
1 3,4,5,6
Powered by FlippingBook