Интенсивно развиваются экспериментальные и теоретические методы
определения аэродинамических характеристик ракет
,
спускаемых аппаратов
,
ракетных блоков
,
решения конверсионных задач
.
В
1988
г
.
полностью завершаются работы по вводу в строй
“
любимого де
-
тища
”
Н
.
Ф
.
Краснова
—
экспериментальной учебной лаборатории
(
ЭУЛ
) “
Аэ
-
родинамика
”,
созданию которой отдали часть своей жизни многие сотрудни
-
ки и прежде всего М
.
Н
.
Дьяконов
.
Стержнем лаборатории служит малотурбу
-
лентная дозвуковая установка
(
см
.
рисунок на четвертой полосе обложки
)
с
плавным регулированием изменения скорости потока
,
с цифровой обработ
-
кой опытных данных в темпе проведения эксперимента и дистанционной
(
те
-
левизионной
)
визуализацией результатов аэродинамического эксперимента
,
проводимого на сверхзвуковой трубе
.
Сотрудниками кафедры проводятся исследования комбинированных ор
-
ганов управления полетом в условиях интерференционных взаимодействий
локальных зон отрывных течений и струй
,
при обтекании их сильно закручен
-
ным неравномерным потоком
,
продолжаются исследования явления аэроди
-
намического гистерезиса при неустановившемся движении
,
разрабатываются
методы пассивной
(
аэродинамической
)
и активной
(
газоструйной
)
стабилиза
-
ции летательных аппаратов
.
Некоторые результаты этих исследований нашли отражение в монографи
-
ях
“
Аэродинамическое проектирование щитковых и струйных органов упра
-
вления летательных аппаратов
” (
В
.
Т
.
Калугин
,
В
.
Л
.
Муравьев и др
.,1992
г
.),
“
Научные основы технологий
XXI
века
” (
В
.
Т
.
Калугин
,
А
.
Г
.
Голубев
,
А
.
Ю
.
Лу
-
ценко
,
Е
.
Г
.
Столярова
, 2000
г
.), ”
Аэрогазодинамика органов управления поле
-
том летательных аппаратов
” (
В
.
Т
.
Калугин
, 2004
г
.)
В области конверсионных направлений деятельности кафедры были ре
-
шены важные практические задачи обеспечения безопасной работы промыш
-
ленных предприятий и теплоэлектростанций
,
разработаны новые конструк
-
ции органов управления для обеспечения транспортных средств
.
Совместно
с Центром экстремальных ситуаций
(
С
.
П
.
Сущев
)
и МЧС РФ создан диагно
-
стический комплекс
“
Сканлайнер
”, (
см
.
рисунок
, 3-
я полоса обложки
),
снаб
-
женный современным оборудованием для неразрушающего контроля высот
-
ных объектов
,
способный функционировать в условиях сильно закрученного
высокотемпературного потока
,
имеющий уникальную систему аэродинами
-
ческой стабилизации
,
в разработке и создании которой приняли участие пер
-
вый заместитель зав
.
кафедрой В
.
Т
.
Калугин
,
Е
.
Г
.
Столярова
,
М
.
Н
.
Дьяконов
,
А
.
И
.
Хлупнов
.
Авторский коллектив этой работы был удостоен премии Пра
-
вительства Российской Федерации в области науки и техники
.
Результаты на
-
учных исследований аэродинамических рулей в закрученном потоке исполь
-
зованы в винтокольцевых движителях аэросаней АС
-2,
разработанных в ОАО
“
Туполев
” (
см
.
рисунок на
4-
й полосе обложки
).
Ежегодно кафедра выпускает две группы
(
примерно
40
человек
)
инженеров
-
механиков по специальности со специализациями
(
по одной группе на спе
-
циализацию
):
—
баллистика и управление движением ЛА
;
—
управление процессами обтекания и аэродинамическими характери
-
стиками ЛА
.
108 ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2005.
№
3