1988
г
.),
получившей высокую оценку не только отечественных специалистов
,
но и зарубежных ученых
.
Все это послужило основой для создания и практического внедрения ком
-
плекса методик расчета аэрогазодинамических характеристик ЛА со струй
-
ными органами управления
.
Они охватывают случаи встречного струйного
вдува в набегающий поток как одиночного
,
так и блочного
,
позволяющего
снижать лобовое сопротивление и обеспечивать торможение спускаемых ап
-
паратов
.
Для повышения эффекта торможения была предложена кольцевая
тормозная двигательная установка с управлением по тангажу и рысканию
.
Поперечный струйный вдув исследован во всех сочетаниях до
-
и сверхзвуко
-
вых скоростей потоков и струй
,
инжектируемых через сопловые устройства
различных конструкций
.
Предложена и показана работоспособность исполь
-
зования атмосферы в качестве рабочего тела струйных тормозных установок
с применением эжекции
.
Для управления донным сопротивлением сотрудни
-
ками кафедры была создана конструкция с выдувом веерных струй различных
температур и составов
.
Важное место занимали исследования пристеночного тангенциального
вдува в пограничный слой
,
которые показали его высокую эффективность
с точки зрения тепловой защиты аэродинамических органов управления в
виде аэродинамических устройств и направленного изменения управляющих
усилий
.
Изучались также и такие
“
традиционные
”
органы управления
,
как
интерцепторы
,
аэродинамические иглы
,
роллероны
,
универсальные щитки
,
установленные на различных участках конических поверхностей
.
В рамках Программ
“
Марс
-94”
и
“
Марс
-96”
были проведены исследова
-
ния по определению рациональных значений аэродинамических характери
-
стик пенетраторов с различными конструкциями надувных и жестких
“
юбок
”,
лепестковых тормозных устройств
,
используемых при изучении планет Сол
-
нечной системы
.
Значительные успехи были достигнуты в разработке проблем
,
связанных
с аэродинамикой проницаемых поверхностей
.
К их числу относятся модели
-
рование в лабораторных условиях работы систем активной тепловой защи
-
ты и уноса теплозащитных покрытий
,
исследование их влияния на стацио
-
нарные и нестационарные аэродинамические характеристики гиперзвуковых
ЛА
,
а также использование распределенного вдува газа в целях управления
процессами обтекания таких аппаратов
.
Была создана технология получения оболочек аэродинамических моде
-
лей
,
обеспечивающая их высокую геометрическую точность
,
заданные ка
-
чество поверхности и требуемую проницаемость
,
а также разработан ком
-
плекс уникальных подвесных и регистрирующих устройств
,
позволяющих в
условиях поверхностного массообмена осуществить измерение аэродинами
-
ческих характеристик моделей ЛА при их свободных и вынужденных колеба
-
ниях в потоке аэродинамической трубы
.
Цикл работ по данному направлению
(
научный руководитель В
.
Ф
.
Захар
-
ченко
)
был удостоен премии им
.
Н
.
Е
.
Жуковского АН СССР
—
высшего на
-
учного отличия
,
присуждаемого за работы
,
выполненные в области аэродина
-
мики
.
Двое сотрудников за внедрение работ этого направления в изделия обо
-
ронной техники в
1991
г
.
были представлены к государственным наградам
.
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2005.
№
3 107