Развитие и направление деятельности научной школы баллистики и аэродинамики МГТУ им. Н.Э. Баумана - page 2

тело при его плавном обтекании
.
Практически в то же время Николай Егоро
-
вич пишет и публикует в
1911
г
.
работу
Теоретические основы воздухоплава
-
ния
”,
в которой впервые были в комплексе поставлены многие вопросы тео
-
рии
,
конструирования
,
производства и применения летательных аппаратов
.
Указанная работа в значительной степени базировалась на подготовленном и
впервые прочитанном в
1910
г
.
Н
.
Е
.
Жуковским в стенах училища курсе тео
-
ретических основ воздухоплавания
,
неотъемлемым элементом которого был
носивший творческий характер экспериментальный практикум
,
проводимый
в аэродинамической лаборатории
,
организованной осенью
1909
г
.
В своей научной и педагогической деятельности в училище Н
.
Е
.
Жуков
-
ский был окружен талантливыми последователями и учениками
.
Среди его
ближайших соратников можно назвать имя академика С
.
А
.
Чаплыгина
(1869–
1942),
приглашенного на работу в училище Н
.
Е
.
Жуковским и проработав
-
шего преподавателем свыше десяти лет
(1896–1906).
С
.
А
.
Чаплыгин явился
основателем новой отрасли аэродинамики
газовой динамики
.
Совместно
с Н
.
Е
.
Жуковским им была выдвинута гипотеза
,
получившая всемирную из
-
вестность
,
под названием
постулат Жуковского
Чаплыгина
”,
согласно кото
-
рой при обтекании крыла с острой задней кромкой последняя служит линией
схода потока с верхней и нижней поверхностей крыла
.
Разработанная теория
позволила создать расчетные методы определения подъемной силы крыльев
.
Из первого состава воздухоплавательного кружка
,
созданного Н
.
Е
.
Жуков
-
ским
,
вышло значительное число выдающихся ученых и специалистов в обла
-
сти авиастроения
.
Одним из самых деятельных сотрудников кружка был та
-
лантливый ученик Н
.
Е
.
Жуковского
,
впоследствии профессор В
.
П
.
Ветчинкин
(1888–1950).
Еще будучи студентом
,
он в
1913
г
.
опубликовал первый печат
-
ный труд
Расчет гребного винта
”;
в
1914
г
. —
вторую крупную работу
Об
инвариантах гребного винта
”,
в которой впервые были предложены и введе
-
ны в инженерную практику безразмерные коэффициенты
.
Основополагаю
-
щие труды профессора В
.
П
.
Ветчинкина посвящены вопросам динамики по
-
лета самолета
,
разработке методов приближенных вычислений
.
После смерти профессора Н
.
Е
.
Жуковского
(17
марта
1921
г
.)
руководите
-
лем аэромеханической специализации в МВТУ стал его ученик Б
.
Н
.
Юрьев
.
Борис Николаевич Юрьев
(1889–1957) —
выдающийся советский уче
-
ный и замечательный педагог вместе с другими учениками и соратниками
Н
.
Е
.
Жуковского был первооткрывателем ряда теоретических
,
эксперимен
-
тальных и инженерных областей авиационной науки и техники
.
В
1925
г
.
по его инициативе на механическом факультете МВТУ было организова
-
но аэромеханическое отделение
.
Преподавателями отделения остались уже
ставшие к тому времени крупные специалисты
,
руководители структурных
подразделений ЦАГИ
, —
Б
.
С
.
Стечкин
(
курс
Авиационные двигатели
”),
А
.
Н
.
Туполев
. (
курс
Гидроавиация
”),
В
.
П
.
Ветчинкин
(
курсы
Расчет самоле
-
та
”, “
Испытание самолета
”, “
Динамика полета
”),
К
.
АУшаков
(“
Эксперимен
-
тальная аэродинамика
”).
Сам Борис Николаевич читал курс по аэромеханике
самолета
.
В
20-
е годы аэромеханическую специальность механического факультета
МВТУ приобретают выпускники
,
составившие впоследствии гордость отече
-
ственной авиации
.
Известный советский авиаконструктор Владимир Михай
-
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2005.
3 101
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook