Рис. 1. Преобразователь вектора мас-
совой скорости воздушного потока
ДВС:
1
— чувствительный элемент термоане-
мометра;
2
— корпус;
3
— трубка для
крепления преобразователя в заданной
точке отсека;
4
—термометр на трубке
выбирать из условия оптимиза-
ции разрешающей способности и
трудоемкости измерительного ком-
плекса, т.е. первичного и вторично-
го преобразователей, регистрирую-
щего устройства и др. Если первич-
ный преобразователь будет иметь
малое число граней, то трудоем-
кость его изготовления будет низ-
кой, однако алгоритм определения
направления перемещения воздуха
будет сложным, и наоборот, если
первичный преобразователь будет
иметь большое число граней, то
трудоемкость его изготовления за-
метно возрастает, а алгоритм упро-
щается. Поэтому был выбран до-
декаэдр — фигура с 12 гранями
(рис. 1).
Перетекание воздуха в отсе-
ках летательных аппаратов может
иметь турбулентный характер, следовательно, грань первичного пре-
образователя должна воспринимать среднюю массовую скорость воз-
духа, а не ее флуктуации. Для получения среднеинтегральной интен-
сивности теплообмена, характеризующейся определенным вектором
массовой скорости воздушного потока, размеры чувствительных эле-
ментов, нанесенных на грани первичного преобразователя, должны
быть больше микромасштаба турбулентности. С другой стороны, пер-
вичный преобразователь, введенный в воздушный поток, должен быть
настолько мал, чтобы степень неравномерности поля измеряемой мас-
совой скорости незначительно влияла на точность измерения, а вызы-
ваемое им возмущение картины течения было минимальным. В зонах
отрыва использовать преобразователь не предполагается.
Руководствуясь перечисленными требованиями, выбрали разме-
ры чувствительного элемента (4
×
5 мм) и первичного преобразователя
(диаметр описанной сферы додекаэдра 15 мм).
Первичный преобразователь вектора модуля массовой скорости
воздушного потока (см. рис. 1) состоит из корпуса
1
, чувствительных
элементов термоанемометра
2
, закрепленных на корпусе преобразова-
теля, трубки
3
, служащей для крепления преобразователя в заданной
точке отсека, и термометра
4
, закрепленного на трубке.
Измерение температуры воздушного потока необходимо для вве-
дения поправок показаний термоанемометрических чувствительных
элементов при определении модуля массовой скорости.
66 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 2