∆
H
и относительной погрешности напряжения текучести материала
поковки
δσ
s
.
Сравнивая графики на рис
. 2,
а
,
б
легко заметить
,
что
как для менее жесткой поковки
(
t
= 2
,
5
мм
),
так и для более жест
-
кой
(
t
= 1
,
0
мм
)
характерен большой вклад погрешности наладки в
суммарную погрешность толщины дна
.
В частности
,
на прессах с вы
-
сокой жесткостью
(
С
= 600
. . .
800
МН
/
м
—
специальные прессы для
холодного выдавливания
[3])
коэффициент преобразования
K
H
близок
к единице
,
а величина коэффициента
K
σ
—
к
0,1.
Следовательно
,
сум
-
марную погрешность толщины дна стаканов из сплава АД
1
при штам
-
повке на таких прессах можно представить как
∆
t
≈
K
H
∆
H
.
Из графиков на рис
. 2,
б
видно
,
что для стакана с относительно тон
-
ким дном увеличение погрешности наладки до
0,5
мм может привести
к тому
,
что повышение жесткости системы пресс
–
штамп не уменьшит
суммарную погрешность толщины дна
,
а вопреки ожиданиям
—
уве
-
личит
.
Отсутствие перегрузки кривошипного пресса при обратном выда
-
вливании стаканов при наличии систематической погрешности налад
-
ки
(
∆
H
)
и случайной погрешности
(
δσ
s
)
может быть обеспечено вы
-
полнением условия
:
P
=
P
H
−
C
(
K
σ
t δσ
s
+
K
H
∆
H
)
.
Тогда
,
с учетом уравнений
(2)
и
(3),
предельно допустимую по
условию отсутствия перегрузки величину коэффициента использова
-
ния номинальной силы кривошипного пресса можно определить как
Рис
. 3.
Зависимость коэффициента
K
от
жесткости системы пресс
–
штамп и по
-
грешности наладки
∆
H
:
t
= 1
,
0
мм
;
D/d
= 1
,
15
;
δσ
s
= 10%
;
1, 2
—
∆
H
= 0
,
1
; 0,5
мм
K
= 1
−
C
(
K
σ
tδσ
s
+
K
H
∆
H
)
P
H
.
(
9
)
На рис
. 3
приведены графи
-
ки зависимости предельно до
-
пустимой величины коэффици
-
ента использования номиналь
-
ной силы кривошипного пресса
(
Р
Н
= 1000
кН
),
на котором осу
-
ществляется выдавливание ста
-
канов из сплава АД
1.
Расчет вы
-
полнен в соответствии с форму
-
лой
(9).
Анализируя графики на
рис
. 3
можно сделать вывод
,
что
при выдавливании стаканов из
72 ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
№
3