Рис. 4. Температура наружных поверхностей конструктивных элементов:
1
— узел соединения;
2
— головка;
3
— привалочная плоскость;
4
— клапан
В настоящее время по однотипной схеме организации рабочего
процесса форсуночной головки и с применением камер сгорания из
ниобиевого сплава с жаростойким покрытием создаются двигатели
тягой 35, 50, 100 и 200 Н, находящиеся на заключительных этапах
отработки. Во всех этих двигателях применяются унифицированные
электроклапаны разработки КБХМ.
Важно отметить, что выбор конструктивных параметров форсу-
ночной головки выполняется на основании оптимизационного расче-
та, позволяющего сразу определить базовый вариант, резко сократить
время и значительно снизить затраты на создание двигателя.
Таким образом, в настоящее время КБХМ им. А.М. Исаева проек-
тирует жидкостные ракетные двигатели малой тяги с высокими энер-
гетическими характеристиками и надежным тепловым состоянием, а
следовательно, с большим ресурсом огневой работы в сочетании с
высокой надежностью, проводя при отработке испытания минималь-
ного объема материальной части за короткое время при оптимальном
финансировании.
Статья поступила в редакцию 18.11.2005
Юрий Иванович Агеенко окончил МАИ. Начальник отдела КБХМ им. А.М. Исаева.
Yu.I. Ageenko graduated from the Moscow Aviation Institute. Head of department of the
Design Bureau of Chemical Engineering n.a. A.M. Isaev.
Алексей Георгиевич Минашин окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана. Начальник группы
КБХМ им. А.М. Исаева.
A.G. Minashin graduated from the Bauman Moscow Higher Technical School. Head of
group of the Design Bureau of Chemical Engineering n.a. A.M. Isaev.
Валерий Юрьевич Пиунов окончил Челябинский политехнический институт. Заме-
ститель генерального конструктора КБХМ им. А.М. Исаева.
V.Yu. Piunov graduated from the Chelyabinsky Polytechnic Institute. Deputy General
Designer of the Design Bureau of Chemical Engineering n.a. A.M. Isaev.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 3 79