Рис. 3. Зависимость расходного комплекса от давления на входе
Следует отметить, что по техническому заданию РКК “Энергия”
приводится не традиционная дроссельная характеристика — зависи-
мость удельного импульса от давления в камере сгорания, а зависи-
мость удельного импульса от давления на входе
P
вх
, поскольку этот
параметр является одним из условий работы, определяющим основ-
ные технические характеристики двигателя (тягу, удельный импульс,
соотношение компонентов топлива).
Номинальное значение массового соотношения компонентов топ-
лива составляет 1,85. В этом случае значение объемного соотношения
компонентов топлива становится равным 1, что позволяет проектиро-
вать баки окислителя и горючего одинакового конструктивного испол-
нения.
Качество организации рабочего процесса в камере сгорания при
отработке ЖРДМТ определяется величиной расходного комплекса
β
,
экспериментальная зависимость которого от давления на входе пока-
зана на рис. 3.
Величина расходного комплекса определялась по измеренным зна-
чениям давления в камере сгорания
p
к
, площади критического сечения
F
кр
и секундного массового расхода
m
в соответствии с зависимостью
β
=
p
к
F
кр
/m
.
Благодаря низкой температуре головки, привалочной плоскости и
электроклапанов (рис. 4) двигатель, установленный на теплоизолиро-
ванном кронштейне объекта, не требует системы отвода тепла при
огневой работе, в результате чего снижается масса двигательной уста-
новки и энергопотребление, повышается ее надежность.
Запас работоспособности по температуре камеры сгорания соста-
вляет
500
◦
C, что обеспечивает высокую надежность в сочетании со
значительным ресурсом огневой работы.
Температуры наружных поверхностей конструктивных элементов
двигателя определялись с помощью блока термопар, а температура
стенки камеры сгорания — с помощью термовизионной системы.
В течение 10 лет 216 двигателей в составе 18 пилотируемых кораб-
лей успешно выполнили программные задания без каких-либо заме-
чаний к их работе.
78 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 3