ночную головку, “перехватывается” интенсивно падающими с дефлек-
тора на стенку камеры пленками окислителя. В результате, двигатель
надежно защищен от опасного, с точки зрения повышения температу-
ры форсуночной головки, режима “накачки теплоты в головку”. Такой
режим для двигателя с подобной схемой организации рабочего про-
цесса попросту отсутствует.
Двигатель является многорежимным, обеспечивает надежную ра-
боту в импульсном режиме при любом сочетании времен включений
и пауз продолжительностью от 0,025 с до 4000 с. При этом отдельные
экземпляры двигателей-прототипов нарабатывали огневые ресурсы до
150000 с и более. Все три вида теплопередачи в форсуночную голов-
ку от продуктов сгорания и самой камеры: излучение, конвекция и
теплопроводность — надежно блокируются с помощью дефлектора.
Камера сгорания изготовлена из ниобиевого сплава с жаростойким
силицидным покрытием по технологии и на оборудовании опытного
производства КБХМ.
Всестороннее использование богатого опыта предприятия позво-
лили обеспечить высокую экономичность и другие требуемые харак-
теристики двигателя.
Удельный импульс (рис. 2) при номинальных значениях входных
давлений
р
вх.о
=
р
вх.г
= 1
,
55
МПа составляет 285 с; во всем диапазоне
входных давлений от 1,2 до 2,2МПа удельный импульс имеет значения
от 276 до 293 с.
Такие высокие энергетические характеристики на двигателях ана-
логичного уровня тяги в отечественном ракетном двигателестроении
получены впервые. При этом следует учесть, что приведенные резуль-
таты соответствуют геометрической степени расширения
f
отн
= 44
и приведенной длине камеры сгорания
l
прив
= 0
,
6
м. При увеличе-
нии степени расширения и приведенной длины возможно увеличение
удельного импульса до 300 с.
Двигатель стабильно работает в широком диапазоне изменения
входных давлений от 0,3МПа при дросселировании до 2,8МПа при
форсировании.
Рис. 2. Зависимость удельного импульса от давления на входе
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 3 77