угла атаки не столь интенсивно, как во всех других случаях. При та-
ком удлинении корпуса присоединение потока на подветренной части
аппарата происходит позже, чем для более длинных корпусов. Ста-
билизирующее устройство таким образом попадает в зону влияния
набегающего потока на больших углах атаки.
На рис. 5,
б
приведены зависимости коэффициента продольной си-
лы от удлинения корпуса
(
L/d
)
. При малых углах атаки в зоне неболь-
ших удлинений наблюдается область локального минимума характе-
ристики. При такой конфигурации летательного аппарата отрывная
зона распространяется на всю боковую поверхность корпуса и стаби-
лизирующее устройство работает в условиях пониженного давления в
застойной зоне. С увеличением угла атаки размеры зоны локального
минимума сокращаются, так как при этом перестройка структуры те-
чения происходит для меньших удлинений. При углах атаки
α >
15
◦
уменьшение сопротивления с увеличением длины корпуса не столь
выражено, тем не менее, оно все же наблюдается. Это связано с тем,
что структура течения на больших углах атаки при изменении длины
корпуса качественно не меняется, а происходит перераспределение
давления в отрывной зоне, приводящее к некоторому уменьшению
продольной силы.
Полученная структура течения и характер зависимостей коэффи-
циента продольной силы подтверждаются также расчетами сопроти-
вления подобных аппаратов при нулевом угле атаки, приведенными в
работах [3 и 4].
На рис. 5,
в
показаны зависимости коэффициента нормальной силы
от угла атаки. Видно, что характер всех зависимостей примерно одина-
ков — коэффициент растет с увеличением угла атаки. Однако влияние
структуры течения, т.е. наличия единой отрывной зоны на верхней
части аппарата, на коэффициент нормальной силы сохраняется лишь
при достаточно малом удлинении корпуса. При
L/d
≥
3
величина ко-
эффициента
С
у
возрастает лишь в силу увеличения площади сечения,
подвергающейся воздействию набегающего потока.
На рис. 5,
г
приведены зависимости коэффициента нормальной си-
лы от удлинения корпуса. Отметим, что с увеличением длины кор-
пуса нормальная сила также увеличивается, что аналогично поведе-
нию этой характеристики при возрастании угла атаки. Однако такой
характер кривых наблюдается лишь до определенного момента. При
больших удлинениях корпуса коэффициент
С
у
, напротив, начинает
уменьшаться. В этом случае происходит перестройка структуры тече-
ния на наветренной части аппарата. Поток, оторвавшийся в носовой
части корпуса, успевает присоединиться, создавая тем самым повы-
шенное давление, что и приводит к уменьшению нормальной силы.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 1 47