На рис. 3 изображены картины течения потока при наличии не-
нулевого угла атаки. Видно, что при малых удлинениях корпуса с
увеличением угла атаки интенсивность отрыва на подветренной части
аппарата сокращается, а на наветренной – увеличивается (см. рис. 3,
а
).
При
α >
10
◦
поток на нижней части корпуса присоединяется, остается
лишь верхняя единая отрывная зона, причем такая структура течения
сохраняется и при больших углах атаки (см. рис. 3,
б
). Несколько иная
картина течения наблюдается при больших удлинениях корпуса. На
малых углах атаки интенсивность области отрывного течения на под-
ветренной части, также как и в случае малых удлинений, сокращается,
а на наветренных — увеличивается. Однако на верхней стороне кор-
пуса сохраняются две независимые зоны отрыва (см. рис. 3,
в
). При
дальнейшем увеличении угла атаки картина течения становится похо-
жа на предыдущую картину, когда существует лишь единая отрывная
зона на верхней части аппарата (см. рис. 3,
г
). Это связано с тем, что
при
α >
15
◦
наблюдается отрыв потока с подветренной поверхности
цилиндра, связанный лишь с наличием угла атаки.
Аэродинамические характеристики.
Тензометрические (весо-
вые) исследования позволили выявить влияние угла атаки и геометри-
ческих параметров компоновки на интегральные аэродинамические
характеристики летательного аппарата, в частности, на продольную,
нормальную силы и на момент тангажа. На рис. 4 показаны примеры
зависимостей коэффициентов продольной (
а
) и нормальной (
б
) си-
лы от угла атаки для стабилизирующих дисков различного диаметра
D
=
D/d
= 1
,
3
; 1,6; 2. Из рисунка видно, что изменение диаметра
диска практически не оказывает влияния на величину аэродинами-
ческих характеристик. Поэтому в дальнейшем будем рассматривать
лишь обтекание диска с относительным диаметром
D
= 2
.
На рис. 5,
а
приведены графики зависимостей коэффициента про-
дольной силы от угла атаки. Для большинства удлинений корпуса ха-
Рис. 4. Аэродинамические характеристики летательных аппаратов с дисковы-
ми стабилизаторами различного диаметра
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 1 45