Особенности дозвукового отрывного обтекания затупленных летательных аппаратов с дисковыми стабилизирующими устройствами - page 2

зующей поверхности тела. При дозвуковых скоростях потока области
отрывного течения часто занимают б´ольшую часть поверхности обте-
каемого тела и существенно влияют на аэродинамические характери-
стики стабилизирующих устройств, расположенных в хвостовой части
аппарата.
Рассчитать характеристики такого тела достаточно сложно, поэто-
му при исследовании подобных тел широко применяются эксперимен-
тальные методы. Так, например, в работе [1] рассматривается экспе-
риментальное исследование продольного обтекания изолированного
цилиндрического корпуса с торцовым затуплением вязким несжима-
емым потоком. Исследована структура отрывного течения возле ци-
линдра, получены картины распределения давления и составляющих
скорости по боковой поверхности тела, исследованы характеристики
пограничного слоя. В работе [2] приведены результаты эксперимен-
тального исследования обтекания круглого цилиндра с установлен-
ной на нем кольцевой преградой. Найдено распределение давления по
боковой поверхности тела для различных геометрических характери-
стик конфигурации, установлены различные режимы обтекания тела,
проведено исследование влияния геометрии тела на характеристики
течения.
Отсутствие в указанных работах данных о суммарных аэродина-
мических характеристиках тел вращения привело к необходимости
проведения исследований структур течения и зависимостей аэроди-
намических характеристик от угла атаки и геометрии тела. В насто-
ящей работе приведены результаты изучения обтекания цилиндра с
дисковым стабилизатором несжимаемым вязким потоком. Получены
параметрические зависимости аэродинамических характеристик тела
от угла атаки и удлинения корпуса. Кроме того, исследованы картины
течения на боковой поверхности тела.
Модели и методика эксперимента.
Исследования проводились в
дозвуковой аэродинамической трубе замкнутого типа с открытой ра-
бочей частью площадью 0,25 м
2
. Турбулентность набегающего потока
в этой трубе не превышает 0,15%. Основные испытания проводились
при скорости набегающего потока 30 м/с, что соответствует числу Рей-
нольдса, рассчитанному по диаметру цилиндра, равному
1
,
03
10
5
.
Диапазон углов атаки
α
составил
0
. . .
30
.
Для данных экспериментов была спроектирована и изготовлена
специальная модель, схема которой приведена на рис. 1. Корпус мо-
дели представляет собой сборную конструкцию, состоящую из не-
скольких цилиндрических частей, диаметром
d
= 50
мм. Подобная
конфигурация корпуса позволяет варьировать его длину
L
в ходе экс-
перимента от 0,1 до 4 калибров. В задней части корпуса закреплен
42 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 1
1 3,4,5,6,7,8,9
Powered by FlippingBook