где
R
0
— радиус начальной окружности кулачка;
Δ
R
N
— ошибка
радиуса-вектора профиля кулачка;
S
— высота подъема толкателя;
θ
—
угол подъема профиля кулачка;
v
к
— линейная скорость кулачка;
a
—
ускорение ведомого звена;
P
=
d
2
v
dt
2
=
da
dt
— пульс, или производная
от ускорения по времени;
ω
— угловая скорость кулачка;
Δ
θ
n
— ошиб-
ка угла подъема профиля кулачка;
Δ
ρ
— ошибка радиуса кривизны
профиля.
Доля первого слагаемого составляет 1. . . 2% от суммарного значе-
ния
Δ
a
; второе слагаемое, отражающее вклад погрешности угла да-
вления, составляет 4. . . 5% от
Δ
a
; третье слагаемое, характеризующее
форму погрешности профиля,
Δ
ρ
равняется 94% от
Δ
a
.
Таким образом, основным фактором, вызывающим дополнитель-
ное ускорение ведомого звена, а следовательно, и повышение уровня
вибраций, является ошибка кривизны действительного профиля. По-
скольку в процессе эксплуатации профиль изнашивается неравномер-
но, это вызывает еще б´ольшую динамическую нагрузку на механизм.
В пазовых кулачковых механизмах к износу профиля добавляется из-
нос ролика, поэтому оценивать приходится величину зазора в паре
кулачок–ролик.
Для оценки влияния износа пары кулачок–ролик на виброактив-
ность механизма на кафедре печатного и послепечатного оборудова-
ния МГУП на базе ниткошвейного автомата БНШ-6 был изготовлен
экспериментальный макет (рис. 1), состоящий из механизма приво-
да качающегося стола, механизма проколок и станины с электродви-
гателем. Остальные механизмы для снижения помех были удалены.
Качающийся стол машины БНШ-6 приводится в движение парой па-
зовых кулачков, имеющих технологические зазоры, необходимые для
качения ролика толкателя по пазу. Эти зазоры в процессе эксплуата-
ции машины увеличиваются вследствие износа профилей кулачка и
ролика.
Рис. 1. Общий вид экспериментального макета
92 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2008. № 4