О.Г. Оспенникова, О.А. Базылева, Э.Г. Аргинбаева, А.В. Шестаков
78
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 3
Рис. 1.
Микроструктура интерметаллидного сплава с поликристаллической (равноосной)
структурой системы Ni
3
Al–Cr–Mo–W–Ti–Hf:
а
— морфология и распределение карбидной фазы в исходном литом состоянии;
б
— оси дендри-
тов (
γ
ʹ
+
γ
)-фазы в литом состоянии (ВИ выплавка + ВИ переплав);
в
— оси дендритов и межос-
ные области ((
γ
ʹ
+
γ
)- и
γ
ʹ
-фазы) после высокотемпературной выдержки 1250
°
С в течение 500 ч;
г
— изменения микроструктуры в осях дендритов и межосных областях после испытаний при
температуре 1200
°
С и напряжении 40 МПа в течение 100 ч (рабочая часть образца)
На основе этой системы легирования разработан конструкционный жаро-
стойкий сплав ВКНА-1ВР, который прошел опробование в двигателе ПД-14 в
качестве материала сопловых лопаток первой и второй ступеней турбины высо-
кого давления (ТВД) (рис. 2).
По результатам сравнительных металлографических исследований сопло-
вого аппарата первой ступени, состоящего из сопловых лопаток, выполненных
из сплавов ВКНА-1ВР, ВКНА-1В, ЖС32, и прошедшего длительные сертифика-
ционные испытания при максимально допустимых значениях температуры и
частот вращения роторов, принято решение об использовании интерметаллид-
ного сплава ВКНА-1ВР с поликристаллической структурой с теплозащитными
покрытиями в качестве материала сопловых лопаток первой и второй ступеней
ТВД перспективного двигателя ПД-14.
Моделирование упругопластических характеристик монокристаллических
интерметаллидных сплавов на основе микроструктурного численного анализа.
Для
прогнозирования механических свойств интерметаллидных сплавов на основе