А.В. Кочанов, А.Г. Клименко, С.Г. Ребров
36
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 3
6,2…6,8 г/с и соотношением компонентов 3,0–4,4. Напряжение на открытие элек-
троклапанов подачи окислителя и горючего подавалось одновременно. Запуск
двигателя осуществлялся в вакуумных условиях при начальном давлении в баро-
камере около 1,3 кПа.
Основные энергетические параметры систем зажигания
Параметр
Тип системы
Искровая
Лазерная
Калильная
Средняя мощность, Вт
40
3
3,1
Энергия импульса, мДж
20
1
–
Поскольку основная задача испытаний ограничивалась изучением стадии за-
пуска при коротких программных включениях двигателя, в экспериментальной
установке была использована малая вакуумная система с объемом ~0,018 м
3
.
Эти испытания показали 100 %-ную реализацию воспламенения топлива и
запуска двигателя при использовании трех систем зажигания, что не позволило
в объеме выполненных экспериментов установить преимущества и недостатки
каждой из них.
Для выявления границ эффективного применения указанных альтернатив-
ных систем воспламенения были выполнены дополнительные испытания на той
же установке с работой двигателя в импульсных режимах с числом включений в
серии до 10, с продолжительностью отдельных включений 0,05…0,3 с и паузой
между включениями 0,05…0,5 с.
Анализ результатов испытаний показал, что искровая и лазерная системы
воспламенения обеспечивают надежный запуск двигателя на всех включениях в
сериях при любой циклограмме импульсных режимов работы. При использова-
нии калильного воспламенения запуск двигателя реализуется только на первом
включении в серии, на втором и последующих включениях воспламенение топ-
лива не происходит. Вероятно, что причиной является малый объем и темп от-
качки вакуумной системы, в результате чего первое включение в серии проис-
Рис. 6.
Микрочип-лазер